Впервые с момента возвращения Русской православной церкви Смольного собора, состоявшегося 25 января 2016 года, в нем прошел концерт. Хор под руководством известного дирижера Теодора Курентзиса исполнил «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова.
Строительство Смольного собора, стартовавшее в 1750 году по проекту Бартоломео Франческо Растрелли, в 1756 году было приостановлено, а затем и вовсе остановлено на 70 лет. Освящен храм был 20 июля 1835 года митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Серафимом.
После революции в 1931 году храм закрыли, а перед этим из него вывезли все церковное имущество, позднее из собора пропал и известный иконостас.
С 1990 до 2015 года собор использовали в качестве концертной площадкой классической музыки.
В пятницу 17 февраля классическая музыка вернулась в собор с благой миссией, — в храме при поддержке Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге, состоялся открытый благотворительный концерт в поддержку восстановления иконостаса. Билеты на концерт распространялись абсолютно бесплатно. Для сотен петербуржцев хор musicAecterna под руководством Теодора Курентзиса исполнил «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова.
Состоящее из 15 номеров «Всенощное бдение» Рахманинов создал, основываясь на знаменных распевах, из богослужебной практики XIX века и вошедших в церковный обиход. Творение композитора стало одной из самых исполняемых партитур в концертном хоровом репертуаре.
Всего концерт посетило полторы тысячи человек (а среди них было много студентов). Таким образом, собор стал, пожалуй, самой большим концертным залом для классической музыки, вероятно, опередив по числу посетителей Михайловский театр, Капеллу.
Концерт стал новым шагом в восстановлении 22-метрового иконостаса храма. Воссоздать его несколько лет назад предложил комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге взял на себя все работы.
Реставраторам предстоит повторить труд мастеров, вдохновленных шедеврами Федора Брюллова, Петра Басина, Тициана, Рафаэля Санти.
«Иконы пишутся отдельно, деревянные конструкции делаются отдельно. И это сложная работа, деревянное зодчество – это все вырезается из дерева, предварительно создаются модели, по которым это все делается» — отмечали в Фонде.
В 2022 году специалисты приступили к монтажу металлоконструкций для создания каркаса иконостаса, а к написанию икон был привлечен известный петербургский мастер Ярослав Штеренберг.
Также в 2022 году собор обрел точную копию чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери, которая находится в костромском Богоявленско-Анастасиином женском монастыре.