Пока что поезд курсирует по кольцевому маршруту №6043 в рамках городской агломерации.
С 8 июля в Пермском крае начал курсировать новый отечественный электропоезд ЭС104 «Финист». Первый рейс был совершен по кольцевому маршруту на рейсе №6043 Пермь-2 – Пермь-Сортировочная – Левшино – Пермь-2, сообщает пресс-служба СвЖД.
В ближайшее время «Финисты» выйдут на пригородные маршруты из Перми в Чусовой (станция Чусовская) и Верещагино.
«Финист» — это полностью импортозамещенный аналог «Ласточки», разработанный на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме. Основным преимуществом новой модели является отечественное тяговое оборудование, обеспечивающее быстрый разгон до 160 км/ч и эффективное торможение с рекуперацией энергии. В перспективе «Финист» станет базовой платформой для целой линейки скоростных электропоездов нового поколения.
Поезд рассчитан на 401 пассажира, оснащен USB-розетками, увеличенным количеством санитарных модулей с пеленальными столиками, местами для инвалидных колясок и подъемниками. В вагонах установлена эффективная система микроклимата и обеззараживания воздуха.
Имя поезда — «Финист» — было выбрано в ходе народного голосования, которое прошло в декабре 2023 года на сайте РЖД. В голосовании приняли участие более 42 тысяч человек.
Ранее предприятие выполнило контракт на поставку электропоездов ЭС104 «Финист» для Российских железных дорог в объеме 22 электропоезда. Тогда ЭС104 курсировал по СвЖД с декабря 2023 года, на пригородных маршрутах Свердловской области — из Екатеринбурга на север области до Верхотурья, Серова, Качканара и Карпинска через Нижний Тагил, на юго-восток до Каменска-Уральского, на северо-запад до Шали. А в 2024 году, перед тем, как выйти на рейсы в Пермской области, поезд проходил обкатку.
К концу декабря 2022 года на «Синаре» был создан скоростной тяговый редуктор собственной разработки. В этом же году летом была создана 3D-модель отливки корпуса. Параллельно с работой над корпусом проводились расчеты для изготовления зубчатых колес. В соответствии со стандартами была рассчитана и проверены на прочность и геометрию зубчатая передача и зубчатые колеса. Далее была построена 3D-модель колес.
Опытный образец редуктора проходил испытания на специальном стенде и продемонстрировал снижение вибрации на 15% и уменьшение температуры нагрева подшипниковых узлов на 10% по сравнению с применявшимся ранее аналогом. Точность изготовления и сборки компонентов спроектированного редуктора позволила при тех же передаточных отношениях и межосевых расстояниях получить меньшие значения бокового зазора. Это положительно сказалось на уровне шума при работе редуктора.
К запуску производства редукторов готовится и другой производитель электропоездов – Демиховский машиностроительный завод (входит в «Трансмашхолдинг»). При поддержке займа из ФРП на предприятии создаются мощности, которые должны позволить выпускать до 1200 редукторов для железнодорожного моторвагонного подвижного состава и поездов метро в год.
Создание новой платформы электропоездов было анонсировано «Уральскими локомотивами» в 2021 году. Однако усиление санкционного давления, уход Siemens из России и усложнение доступа к импортным компонентам потребовали ускорения работ для создания альтернативы поездам ЭС2Г/ЭС1П/ЭС1ГП «Ласточка», серийно выпускаемым на «Уральских локомотивах». Новая машина ЭС104 была спроектирована и изготовлена за один год, натурный образ был представлен этим летом.
В перспективе в 2024-2026 годах планируется создать линейку поездов на платформе ЭС104: двухсистемные ЭС105, аккумуляторные ЭС105А, а также ЭС106 для городов с высоким пассажиропотоком и двухэтажные ЭС106Д. Также на середину 2024 года планируется выпуск поезда, оборудованного технологиями полностью беспилотного уровня УА4, разрабатываемыми в НИИАС.
Интересно, что «Финист» не из серии низкопольных поездов, к которым привыкли многие пассажиры «Ласточек». «АБН24» отправило запрос в компанию «Синара», чтобы узнать, чем еще «Финисты» отличаются от «Ласточек».