Эксперт Станислав Макухин прокомментировал корреспонденту АБН24 новость о количестве зарядных станций в России.
На конец июня 2024 года в России насчитывалось 7 410 публичных зарядных станций для электромобилей, заявил исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов в рамках традиционного ежемесячного онлайн-эфира «АВТОСТАТ Оперативка. Оперативная информация по авторынку России. Итоги июня 2024 года». Это число, полученное из аналитики 2Chargers, на которую также ссылался Удалов, увеличилось на 137% по сравнению с декабрем 2023 года.
Важно отметить, что данная статистика включает только публичные станции. Дополнительные станции, расположенные в частных гаражах и на парковках, в нее не входят.
Среди публичных зарядных станций 64,5% относится к «медленным» и 34,5% — к «быстрым». Примечательно, что количество «быстрых» станций растет несколько быстрее, чем «медленных» — на 142% с декабря 2023 года.
Корреспондент АБН24 решил выяснить, много это или мало — 7410 зарядных станций и обратилось к Станиславу Макухину, руководителю ИАП (информационно аналитический портал) «Зелёная Точка Старта»:
«Меня всегда удивлял вопрос, много или мало зарядных станций в России, поскольку это динамический процесс. Зарядные станции устанавливаются каждый день. Сегодня их 7 400 штук. К концу дня их будет уже, условно, 7 450 штук. В этой сфере работают десятки компаний — производители зарядных станций, зарядные сети, частный бизнес, который ставит зарядки на своих локациях, поэтому это — динамический процесс. Можно посмотреть на опыт Китая — там в месяц появляется под 100 тысяч зарядных портов (именно портов, а не станций) — это десятки тысяч зарядных станций в месяц, но там и электромобилей уже 20 миллионов. И в Китае, и у нас рост сопоставим с объемом рынка электромобилей, со скоростью его развития. Как я считаю, все идет по плану, в хорошей динамике».
Несмотря на внушительную цифру и позитивные прогнозы, сами пользователи электромобилей не всегда замечают, что количество зарядок увеличилось. Дело в том, что до сих пор нет единого приложения, в котором можно было бы отследить все станции. Каждая марка зарядного устройства — это отдельное приложение отдельного оператора. То есть, чтобы видеть всю картину, пользователю нужно скачать чуть больше 30 приложений — именно столько операторов зарядных станций нынче в России.
Динамика продаж электромобилей
Если число зарядных станций растет, то продажи электромобилей, наоборот, падают уже четвертый месяц подряд, по данным «Автостата». Что касается Москвича 3е, то в 2023 году продали около 750 электромобилей этой марки, хотя планировалось около 2 тысяч.
Но у других экспертов есть другая статистика по продажам электромобилей. Станислав Макухин поправляет «Автостат» и говорит, что отрицательная динамика на самом деле является сезонным падением продаж:
«Только за прошлый год в России было поставлено на учет в ГАИ порядка 14 тысяч новых электромобилей. Всего за 2023 год парк легковых электромобилей вырос на 17 168 штук. А за первую половину 2024 года было поставлено на учет порядка 10 тысяч е-авто. То есть, по итогам года будет рост. А сезонные падения и взлеты не имеют значения. Каждый год есть определенные подъемы и спады продаж. Поэтому говорить о спаде продаж как минимум некорректно».
Какие электромобили популярны у россиян?
В России довольно широко представлены электромобили: это и «Москвич 3е», и Skywell, и Evolute и другие.
По данным «Автостата», самым популярным электрокаром у россиян пока что является «китаец» Zeekr. На втором месте находится Evolute, а на третьем — Volkswagen. С минимальным отрывом дальше идет FAW китайского производства. Правда, некоторые автоэксперты считают самым популярным у россиян электромобилем Evolute i-Pro.