При этом федеральное агентство воздушного транспорта умалчивает о резком подорожании авиатоплива.
В ответ на публикации в СМИ о росте цен на авиакеросин и возможном дефиците топлива, Росавиация заявляет, что дефицит авиакеросина не прогнозируется. В Росавиацию не поступала информация о рисках дефицита авиационного топлива.
В федеральном агентстве воздушного транспорта заверяют, что мониторинг ситуации с обеспечением авиатопливом будет усилен. В случае получения соответствующих сигналов, Росавиация проведет дополнительный мониторинг.
В агентстве утверждают, что действующие меры господдержки нивелируют влияние цен на авиатопливо. Налоговый кодекс РФ предусматривает налоговый вычет на авиакеросин, а также демпферный механизм, который снижает влияние роста цен на авиатопливо на стоимость авиаперевозок и финансовое состояние авиакомпаний.
Росавиация подчеркивает, что эти меры помогают авиакомпаниям сдерживать цены на билеты и минимизировать финансовую нагрузку, связанную с расходами на топливо.
«Изменение ценовой конъюнктуры на рынке топлива – фактор для авиатранспортного рынка постоянный и колебания в стоимости керосина учитываются в рисках всеми авиакомпаниями. Механизм ценового демпфера, введенный в России несколько лет назад в большой мере защищает авиаперевозчиков от таких колебаний, таким образом, влияние роста стоимости топлива на цену билета ограничено. На сегодня на рынке существуют более значимые факторы, в первую очередь быстро восстанавливающийся спрос, которые влияют на стоимость перевозки для потребителя», — отметил Фёдор Борисов, руководитель аналитического центра подведомственного Росавиации Государственного НИИ гражданской авиации (ФГУП «ГосНИИ ГА»).
Слухи о дефиците керосина возникли на фоне письма авиакомпании S7 в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Оказывается воздушный перевозчик начал получать письма из аэропортов сибирского, восточного и южного регионов о возможном неисполнении обязательств по заправке. Самолеты просят прибывать с максимальным запасом топлива.
Также в СМИ добавляют, что цена на топливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже в августе уже достигала рекордного значения в 87,9 тысяч за тонну, превысив мировые цены. Еще раньше, с апреля 2020 года, его цена выросла в три раза, достигнув 81 655 рублей за тонну в октябре 2023 года.
Ранее министр транспорта Роман Старовойт убеждал россиян, что «сильного удорожания билетов не будет», так как ФАС контролирует цены. Это заявление было ответом на другие публикации в СМИ, в которых было указано как раз о возможном повышении цен.
Правда, статистика говорит о том, что подорожание все же возможно, вопрос только в том, насколько оно будет сильным.
Например, в 2023 году цены на авиабилеты выросли на 22%, достигнув в декабре 7,6 тысяч рублей за 1000 км полета. Это был самый резкий рост с 2008 года. В 2022 и 2021 году тоже было подорожание — на 15,6% и на 5,97% соответственно.
Также одним из факторов роста цен является повышение стоимости авиационного керосина, о котором мы писали выше.
Справка. В России 14 компаний производят авиакеросин, в том числе «Газпромнефть», «Роснефть» и «Башнефть-Новойл». Он производится из «тяжелой нефти» и состоит преимущественно из углеводородов.