Аудиторы Счетной палаты пришли к выводу, что для завершения строительства скоростной автодороги М-12 не хватает денег. Ранее сделанные расчеты требуют корректировки.
Согласно паспорту проекта, общая стоимость М-12 составляет 912,2 млрд рублей, а выделено 587,5 млрд рублей (482 млрд рублей из федерального бюджета и 105,5 млрд рублей из внебюджетных источников). К 1 октября 2023 года из бюджета было израсходовано почти 517 млрд рублей, что соответствует 100% годового финансирования, пишет РБК, ссылаясь на отчет Счетной палаты.
Отсутствие средств привело к неопределенности сроков расширения трассы до четырех полос на 642 км и увеличению нагрузки на ось до 11,5 тонн на 182,6 км.
Счетная палата предложила Минтрансу пересмотреть объем инвестиций в М-12 и обход Тольятти, а также проанализировать результаты реализации проекта.
Кроме того, аудиторы выявили риски материального ущерба из-за ошибок в сметной документации, которые привели к завышенной стоимости работ. Выяснилось также, что ООО «Автодор-Инжиниринг», не имея соответствующей компетенции, осуществляет контроль над уникальными объектами трассы.
В ходе осмотра пятого (всего их восемь) этапа трассы было выявлено отсутствие временных очистных сооружений и дождевой канализации, что нарушает проектные требования. Эксплуатация первого этапа также осуществляется с нарушением Земельного кодекса.
Интересно, что М-12 задумывалась как ключевой объект федерального проекта «Европа — Западный Китай» и как платная трасса. Ее строят по концессионному соглашению, то есть, помимо выплат из бюджета, предполагаются еще и средства от самих концессионеров. По идее, они и могут закрыть недостающую дыру в бюджете.
Заказчик проекта — ГК «Автодор», исполнитель первого этапа (всего их восемь, начиная с нулевого) — АО «Стройтрансгаз», оператор — ООО «Единый оператор», транспондер — T-Pass. По плану трасса должны была быть сдана к концу 2023 года, но по факту, сейчас открыт лишь участок от Москвы до Казани.