Так считает директор по логистике и аналитике ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин.
Строительство причала №38А в Новороссийске в 2019 году позволило принимать суда океанского класса вместимостью 10 тысяч TEU. До 2022 года порт активно развивал работу с такими судами, обслуживая маршруты deep sea, рассказал директор по логистике и аналитике ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин.
По его словам, после сокращения деятельности крупных контейнерных перевозчиков потребность в крупных лайнерах практически исчезла. Сегодня консолидировать большие партии грузов для импорта и экспорта затруднительно, а перевалка через Турцию и Египет не стимулирует открытие прямых линий на Китай и Индию.
«После слома контейнерных цепочек на Россию выросла роль турецких портов, частично египетских как фидерных портов для перевозки в юго-восточную Азию. Потребность и возможность использования прямых океанский рейсов на Новороссийск крупного флота практически ушла. Если и есть прямые судозаходы, то далеко не такого крупного флота, потому что такой крупный флот в Новороссийске не загрузить», — высказал мнение Головизнин.
В течение первых семи месяцев 2024 года контейнерный терминал «НУТЭП» в Новороссийске переработал 370,3 тысячи TEU или ДФЭ, что на 3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
А в 2023 году терминалы НУТЭП и КСК обработали рекордное количество грузов. Первый превысил показатели 2022 года на 3,4%, достигнув 602,5 тысяч TEU. В марте был установлен месячный рекорд – 70,1 тысяч TEU, что на 6% больше предыдущего рекорда, установленного в январе.
Терминал КСК, в свою очередь, в 2023 году отгрузил зерно на экспорт на 37% больше по сравнению с 2022 годом, достигнув 8,2 миллионов тонн.
Ранее компания «НУТЭП» объявила о начале реконструкции причала №38, это позволит увеличить его длину с 390 до 600 метров, а также расширить складские площади. После завершения работ, ожидаемого к концу 2027 года, емкость склада на причале возрастет с 3 тысяч до 4,8 тысяч TEU.
Сам порт в Новороссийске в 2023 году был признан крупнейшим портом в России по грузоперевозке, обогнав порт Усть-Луга.
Таким образом, несмотря на слова Головизнина, порт Новороссийск обладает большим потенциалом для грузоперевозок.
Что касается безопасности, то Крым более подвержен атакам украинских БПЛА, чем Новороссийск. Налеты на этот город можно пересчитать по пальцам. Например, осенью 2022 года новороссийская нефтегавань Шесхарис была атакована морским дроном ВМС ВСУ. Взрыв произошел ночью. Повреждения оказались минимальны и не повлияли на работоспособность систем нефтегавани.
А в августе два морских безэкипажных катера ВМС Украины атаковали военно-морскую базу Новороссийск. С тех пор защиту усилили и атака БПЛА на Новороссийск произошла лишь 17 мая нынешнего года. По неофициальным данным желтого Телеграм-канала Mash, ударили по нефтебазе и порту города. Но в Телеграм-канале главы Новороссийска было оповещение об атаке без какой-либо конкретики. В отделе информационной политики и СМИ администрации города по этому поводу рассказали, что несколько предприятий Новороссийска незначительно повреждены после атаки БПЛА. Но все предприятия работают в штатном режиме, «общественный транспорт на линии с шести утра». Также произошла атака в ночь на 31 мая 2024 года.