Российские предприниматели, особенно в условиях международных санкций, оказались сильно ограничены в международной торговле. Однако, вопреки ограничительной политике, в России ввели специализированные меры поддержки. О том, как в Санкт-Петербурге помогают экспортерам, редакция АБН24 узнала у предпринимателей и экспертов области.
Поддержка международной торговли является одним из приоритетов российской политики. Еще в октябре этого года глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников утверждал, что «национальные цели по достижению технологического лидерства напрямую связаны с расширением возможностей российских компаний на зарубежных рынках». Из-за этого важно помогать отечественным компаниям внедрять решения за рубежом. По словам главы Минпромторга Антона Алиханова, перед государством стоит задача перехода к производству более высокопередельной продукции.
Регионы – часть больших национальных проектов
В целях нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» указан прирост торговли несырьевыми неэнергетическими товарами, а также продукцией АПК. Отдельно российские власти запланировали создание зарубежной инфраструктуры поддержки экспорта. Это позволит сформировать сеть устойчивых партнерских отношений с иностранными государствами.
Чтобы реализовать поставленные федеральным правительством цели, в Санкт-Петербурге запустили два региональных проекта. Первый – Системные меры развития международной кооперации и экспорта до 2030 года с увеличением объемов внешнеторговых сделок. Второй – Экспорт продукции агропромышленного комплекса города федерального значения Санкт‑Петербурга, направленный на повышение к 2030 году экспорта продукции агропромышленного комплекса не менее чем в полтора раза по сравнению с уровнем 2021 года.

«Это задача властей регионов и государства, ну и, конечно, предпринимателей. Контракты всегда заключает сам бизнес. Администрации могут помочь этому бизнесу выйти на международный уровень в первую очередь с точки зрения пиара. То есть задача государства – организовывать мероприятия, где компании могли бы представлять себя и свою продукцию. Это то, что касается информирования потенциальных покупателей. Это можно делать как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. Регионам, естественно, имеет смысл продвигать средний бизнес, который для этих субъектов важен, потому что это местные налогоплательщики в том числе», — рассказал аналитик компании Золотой Монетный Дом Дмитрий Голубовский.
Приоритет экспортерам и международной торговле
Власти Санкт-Петербурга уделяют особенное внимание поддержке предприятий, нацеленных на экспорт продукции и технологий на внешние рынки. Именно поэтому еще в 2019 году была создана АНО «Санкт-Петербургский центр поддержки экспорта». Организация нацелена на оказание информационной, консультационной и организационной поддержки компаниям города при выходе на международные рынки.
При этом, как следует из данных, опубликованных на сайте самого Центра, предпринимателям доступны девять блоков мер поддержки. Они разделены на три крупных блока – компенсационно-субсидиарная, финансовая и нефинансовая поддержка.
«РЭЦ прекрасно помогает в инициативах подросшим бизнесам, уверенно выходящим на новые рынки в поисках следующего миллиарда рублей выручки. Перспективы у «тяжелых» проектов могут быть неплохими, а у «легких» – еще и скорость тестирования рынка крайне высока», — отметил управляющий партнер SoftwareLead и инвестбутика SPB Founder Виталий Янко.

Отметим, что отдельно в Петербурге выделяется поддержка экспортеров продукции агропромышленного комплекса. Аграрии могут получить отдельные субсидии на компенсирование специализированных затрат: на транспортировку продовольствия и сельскохозяйственной продукции; выполнение требований законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров, а также связанных с участием в международных выставках и ярмарках, прошедших за пределами РФ.
«Минэкономразвития России совместно с АНО ДПО Школа экспорта АО «Российский экспортный центр» реализуется программа развития экспортного потенциала предприятий – участников национального проекта. Важно сформировать у бизнеса практические навыки эффективного структурирования экспортного проекта, минимизации рисков, снижения издержек экспортной деятельности, а также использования инструментов государственной поддержки для самостоятельного тиражирования и масштабирования экспортной деятельности предприятия», — подчеркнул доцент кафедры международного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ Евгений Сумароков.

Что ждут экспортеры и есть ли эффект
Как рассказал Дмитрий Голубовский, экспортерам очень важны финансовые меры поддержки. В частности, льготное кредитование, которое может быть доступно компаниям, в экспорте продукции которых заинтересовано государство.
«В первую очередь в этом должен быть заинтересован, конечно же, бизнес, потому что его главный интерес – продать свою продукцию. Поэтому инициатива должна здесь исходить от деловых кругов. У нас есть ассоциации бизнеса, опор России, деловая Россия, РСПП, но это общественные организации, которые ранжируют бизнес по степени его значимости, насколько он крупный. И мне кажется, их задача проявлять инициативу, контактируя с властями, чтобы мотивировать власти оказывать поддержку», — объяснил Голубовский.
В то же время Санкт-Петербург становится более привлекательным для инвесторов на фоне наличия экспортных мер поддержки. Каналы международной торговли говорят о стабильности и развитии бизнес-среды. Это значительно повышает имидж региона и стимулирует развитие более масштабных и инвестиционных проектов.

Для еще большей мотивации бизнеса необходимо расширение комплексной поддержки – от обучения и повышения квалификации сотрудников до упрощения процедур экспортной логистики и таможенного оформления. Кроме того, можно говорить о развитии гибких кредитных программ для финансирования сделок, а также создании информационных платформ для обмена опытом и поиска партнеров.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.