Власти Ленинградской области предложили коллегам из Петербурга разделить финансирование строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на областных железнодорожных станциях. Эксперты АБН оценили совместный подход регионов к транспортному развитию.
Обсуждение транспортных вопросов проходило 5 марта на заседании Координационного совета двух регионов. В Ленинградской области призвали Петербург к объединению усилий для создания удобного способа передвижения пассажиров.
Ключевой идеей встречи стало строительство ТПУ на 7 станциях, среди которых «Сертолово», «Всеволожская», «Мельничный ручей», «Гатчина», «Токсово», «Ивановская» и «Нева». Как считают представители Ленобласти, в случае реализации этих планов значительная часть пассажиров со смежных автобусных маршрутов пересядет на электрички.
«Пока проект выглядит немного странно, потому что город не может что-либо строить или на что-то скидываться за пределами своей территории. Хотя сама идея по организации транспортно-пересадочных узлов и подвозу к ним людей для загрузки железнодорожного транспорта выглядит правильной», — комментирует эксперт транспортного развития территорий института территориального планирования «Урбаника» Илья Резников.
В любом случае просто построить ТПУ недостаточно. Про мнению собеседника АБН, куда важнее выглядит вопрос о том, сколько будет стоить проезд на электричке и как часто они будут следовать по маршруту. Если время следования не изменится, то транспортная ситуация на дорогах не изменится.

Фото: baltphoto
В том же Всеволожске и сейчас много людей ездит на электричке, но подвоз к станции работает менее эффективно, чем прямые маршрутки до Петербурга. Илья Резников называет ситуацию с пригородным сообщением в Ленобласти не самой простой, но добавляет, что физически регион не может закатать большее количество электричек, если это не согласовано с Петербургом.
Идею включения электричек в систему общественного городского транспорта в Петербурге на высшем уровне поддержали еще в декабре 2019 года. Губернатор Александр Беглов назвал такой подход одним из наиболее перспективных вариантов развития системы городского транспорта.
Как объяснил АБН директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко, использование наземного железнодорожного транспорта в Петербурге смотрится гораздо выигрышнее ставки только на метро.
«Такой транспорт значительно дешевле еще и потому, что железная дорога уже построена. Возможно, понадобится модернизировать пересадочные узлы или отреставрировать платформы, но затраты окажутся все равно на порядок дешевле, чем копать подземные тоннели для метро», — уверяет эксперт НИУ ВШЭ.
Тем не менее, планы развития петербургского метрополитена интересуют и власти Ленинградской области. Правительство региона в частности выступает за продление трех линий метро Петербурга (в Кудрове, Буграх и Янине) с дальнейшей перспективой строительства на их базе ТПУ. Предполагается, что около станций должны появиться автовокзалы и перехватывающие парковки.
«Построить метров в Кудрово действительно нужно. Это возможно в обозримой перспективе, если будет принято соответствующее решение и выделены деньги. Для появления в Кудрово метро достаточно продлить 4 линию на один перегон. В этом заинтересован и Петербург — ему нужно построить депо на линии, места для которого в городе пока не нашлось», — объясняет Илья Резников.

Фото: baltphoto
Историю со строительством метро в Буграх и Янино эксперт также находит правильной, как и в целом идею строительства метро в области. Стоит учитывать, что для реализации подобных планов понадобятся дополнительные линии.
Все станции и сегодня фигурируют в отраслевой схеме развития метрополитена Петербурга, но новые линии пока никто не начинал, и собеседник АБН не ждет их скорого появления.
Еще одной важной темой координационного совета двух регионов стал ввод единого проездного билета, который бы работал на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В настоящий момент проездной билет «Подорожник» действует лишь на нескольких межрегиональных автобусных маршрутах.
«Единый проездной Петербургу и Ленобласти однозначно нужен. Транспортная система должна быть единой, а пассажиру все равно — является ли Кудрово Ленобластью, а Пушкин Петербургом, или нет. Выглядит логично, когда человек оплачивает не пересечение границы региона, а расстояние между точками маршрута», — резюмирует эксперт института территориального планирования «Урбаника».
Похожий принцип при формировании стоимости билета будет применяться и в Петербурге с середины июля 2020 года, когда стартует транспортная реформа. Один вид проездного билета позволит без дополнительной платы ездить на всех видах транспорта, включая метро, в течение 1 часа, а второй проездной предполагает такие поездки в течении 1,5 часов только на наземном транспорте.