В первом квартале 2020 года в Петербурге резко снизился спрос на готовый бизнес, но по ряду направлений наблюдается обратная ситуация. Эксперты связывают повышенный интерес петербуржцев к покупке бизнеса в сфере строительства и сельского хозяйства со стратегией развития после окончания пандемии COVID-19.
За январь-март 2020 года общее падение спроса на готовый бизнес в Петербурге составило 8,8%. Как отмечают аналитики Авито, наибольшее падение спроса фиксируется на производство (-8%), сферу услуг (-6%), торговлю (-6%) и интернет-магазины (-12%).
Средняя цена готового бизнеса также уменьшилась на 4,4% по сравнению с прошлым кварталом. Сейчас она составляет 3,8 миллионов рублей.
«Ситуация со спросом остается неоднозначной. Во многом она объясняется состоянием доходов населения, заработной платы, которая за три недели карантина серьезно снижается почти у всех категорий работающего населения. Цифры очень разные, но динамика негативная — все люди включают режим экономии», — объясняет АБН экономист и ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников.
Усугубляет картину ситуация на стороне предложения, где работают только те предприятия и торговая розница, которые связаны с продовольствием и товарами первой необходимости. В сложившихся условиях стабильный спрос сохраняется только на продукцию аграриев и сельхозпроизводителей, а также на медицинские товары. Интерес к приобретению бизнеса в этих сферах отчасти можно объяснить данной тенденцией.
Как добавляет экономист, экс-председатель Контрольно-счетной палаты Петербурга Герман Шаляпин, в текущих условиях нужен локальный четкий подход в вопросах поддержки малого и микробизнеса со стороны городских властей.
«Здесь надо проявить большую гибкость, чем федеральные власти. Если мы не найдем в сжатые сроки решение проблем бизнеса в сфере производства, сферы услуг, торговли и прочего, то обязательно потеряем деньги, ресурсы и квалифицированные кадры, что со временем аукнется еще дороже», — отмечает собеседник АБН.
Возможно, одним из таких решений стала инициатива Смольного о расширении перечня субъектов малого и среднего бизнеса, которые будут освобождены от арендных платежей во втором квартале 2020 года. В администрации подчеркивают, что речь идет о компаниях, наиболее пострадавших в результате пандемии сфер, которые арендуют недвижимость и участки у города.
По мнению экспертов, непростые проблемы требуют экстраординарных решений, но если ничего не принимать или мер окажется недостаточно, то количество выставляемого на продажу бизнеса в городе может превысить все разумные пределы. Гораздо более показательным здесь должны стать итоги второго квартала.

Данные Авито
Пока условия для развития бизнеса в Северной столице остаются крайне непростыми даже после небольшой помощи со стороны властей. Уже по итогам 2019 года Петербург показал самый большой прирост желающих продать готовый бизнес среди 23 крупных российских городов. Существующие в городе компании стали выставлять бизнес на продажу на 16% чаще, чем в 2018 году.
Председатель совета Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков тогда объяснил АБН столь негативную динамику двумя факторами. Во-первых, общероссийской проблематикой, выраженную в виде падения покупательской способности, во-вторых, местной спецификой, связанной с уходом ряда крупных компаний.
Но профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ имени Плеханова Константин Ордов назвал продажу бизнеса альтернативой закрытия. По его словам, закрыть бизнес в России порой гораздо сложнее, чем избавиться от него путем перепродажи другому собственнику.
И хотя в целом ситуация на рынке готового бизнеса Северной столицы остается крайне непростой, в ряде сфер наблюдается повышенный интерес к покупке своего дела. Аналитики Авито среди таких выделяют развлечения, сельское хозяйство и строительство.
«Пока жилищное строительство сильно теряет, сокращается объем ипотечного кредитования, но отрасль имеет огромное значение для экономики и ее обязательно поддержат, как и сельское хозяйство. Планирующие играть в долгую предпринимтаели учитывают этот факт и пытаются найти бизнесы, которые получат меньшие убытки после окончания карантина. В перспективе бизнесмены начнут насыщать отложенный спрос своими товарами и услугами», — уверен Никита Масленников.
Собеседник АБН добавляет, что бизнес продают тогда, когда другого выхода из сложившейся ситуации его собственники просто не видят, или планируют резко изменить сферу деятельности. Покупатели же готового бизнеса смотрят наперед, чаще всего у них есть долгосрочная стратегия развития и планы после пандемии COVID-19.
Повышенный спрос на отдельные виды бизнеса экономист называет признаком того, что экономика продолжает жить и инстинкт предпринимательства сохраняется, несмотря на шоковый кризис.