Фонд капитального ремонта Петербурга (ФКР) под руководством Дмитрия Шутова в 2022 году системно подошел к увеличению эффективности работы и налаживанию финансовых дел.
Старое руководство Фонда в 2021 году допустило рост общей задолженности населения по взносам, которая вскоре привела к недостаче в бюджете в 6,8 млрд. рублей. В мае ФКР пришлось серьезно взяться за работу с населением и повышать информированность петербуржцев о наличии задолженностей и необходимости их погашения. Фондом было разослано 800 тысяч долговых квитанций, а в сентябре – 300 тысяч.
В качестве помощи должникам предложили оформить рассрочку на 6 месяцев и оплачивать долги без комиссии через сайт Фонда. Для этого был усовершенствован личный кабинет пользователей на сайте.
Благодаря такому подходу ФКР смог сократить задолженность по взносам на 1,4 млрд. рублей, удерживая собираемость выше 100% в течение четырех месяцев к ряду.
Однако даже такая высокая собираемость может быть недостаточной для ремонта, например, исторических зданий. В Петербурге их насчитываются тысячи, и ремонт каждого из них значительно превышает стоимость сборов с собственников. В таком случае Фонду приходится финансировать ремонт из своего резерва.
В качестве примера можно рассмотреть доходный дом Чубакова, ремонт которого при взносах с собственников в 3,9 млн обошелся в более чем 115 млн рублей. Во-первых, сами материалы для исторических домов стоят дороже, во-вторых, здесь требуется особый подход и техники. Поэтому Фонду пришлось взять на себя дополнительную нагрузку.
Известно, что на программу капремонта, рассчитанную до 2038 года, ФКР потребуется более 959 млрд рублей, это около 60 млрд. рублей ежегодно. При этом размер взносов позволяет собрать лишь треть необходимых средств. На этот факт обращал внимание депутат Борис Вишневский, призывавший увеличить финансирование Фонда из бюджета города, чтобы не допустить срыва программы. При необходимых 40 млрд. рублей ежегодно город увеличил бюджетные расходы на программу с 2023 году с 3 млрд. всего до 6 млрд. рублей.
При этом ФКР все равно находит способы спасения домов-памятников, не жалея своего бюджета. Упомянутый ранее дом Чубакова, в котором уже частично происходили обрушения, а фундамент находился в аварийном состоянии, был спасен с помощью тонкой и дорогостоящей технологии ремонта. А сами работы проводились по новому виду контрактов ПИР+СМР.
По условиям новых контактов, применяемых Фондом, документацией и проведением работ занимается одна подрядная организация.
В 2022 году ФКР в целом изменил подход к работе с подрядчиками. Теперь обязательными условиями для работы являются банковское сопровождение контрактов, позволяющее контролировать расходы, и страхование работ, защищающее собственников квартир в ремонтируемых домах.
ФКР также взялся за недобросовестных исполнителей. В 2022 году Фонд 13 раз отправлял в ФАС сведения для включения организаций в Реестр недобросовестных подрядных организаций (РПН). Четыре из них удалось включить в «черный список».
Прошлое руководство Фонда в 2020 и 2021 годах обращалось в ФАС 11 раз, однако не смогло обосновать претензии, и недобросовестные подрядчики не были наказаны.
Благодаря более тщательному подходу к выбору исполнителей Фонд смог, например, вернуть деревянные двери дому Бернштейна, за что получил благодарность петербуржцев.
Системный подход к работе отразился и на итоговых показателях за год: впервые в истории Фонда к 1 сентября удалось полностью обеспечить отопление во всех домах, где проводили ремонт систем теплоснабжения, а к 15 сентября отремонтировать все крыши, на которых проводились работы.
Кроме того, в 2022 году число протечек сократилось почти на 70% по отношению к 2021 году. В прошлом году их было 400, а в этом – 126.
Таким образом, результаты работы Фонда в 2022 году можно считать многообещающими.