Архитекторы о замысле Растрелли: «Сто лет прошло, не построено ни одной доминанты»

Архитекторы о замысле Растрелли: «Сто лет прошло, не построено ни одной доминанты»

Фото: Baltphoto

В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) состоялось обсуждение роли архитектурных доминант в историко-культурной среде городов. Основная часть дискуссии развернулась вокруг воссоздание колокольни ансамбля Смольного собора Бартоломео Франческо Растрелли в Петербурге. АБН приводит мнения экспертов, принявших участие в дискуссии.

Колокольня Смольного собора по проекту Бартоломео Франческо Растрелли должна была стать самым высоким зданием в Петербурге высотой 140 метров. Оригинальный макет Смольного собора был создан при участии самого архитектора в 18 веке.

Проводимые в 2010 году раскопки позволили обнаружить фрагменты фундамента грандиозного сооружения. Но реализация проекта колокольни в задуманном Растрелли виде была «заморожена» в 1756 году, а затем и вовсе остановлена на 70 лет. При этом высота колокольни собора замерла на втором ярусе из пяти задуманных архитектором, а позднее сооружение и вовсе было разобрано.

Участники встречи попытались выяснить, является ли воссоздание изначального проекта колокольни ансамбля Смольного собора в Петербурге целесообразным и актуальным в условиях текущего времени. Как обратил внимание директор Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге Илья Козлов, широкая публика при посещении Смольного собора уже имеет возможность увидеть реплику макета монастыря с колокольней в том виде, в котором ее изначально задумывал возвести Бартоломео Франческо Растрелли.

Визуализация колокольни на фоне города / Предоставлено Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге

«Фонд не создан специально для того, чтобы продвигать проект колокольни. Это лишь один из наших проектов по всей стране. В Петербурге мы сосредоточены на работе с доминантами именно по Неве – на Октябрьской набережной, на проспекте Обуховской обороны, на Синопской набережной, где мы готовимся начать воссоздание храм во имя святых Бориса и Глеба (разрушен в 1975 году – Ред.)», — рассказал Илья Козлов.

Фонд активно работает и со Смольным собором. Глава Фонда рассказал, что уже идут работы по воссозданию иконостаса, заключены договоры на написание икон, идет тендер на разработку деревянных конструкций, была сделана входная группа, ставшая новой точкой притяжения для горожан и туристов.

Воссоздание колокольни Смольного собора и появление в Петербурге еще одной доминанты пока находится на уровне обсуждения. Причем в Фонде подчеркивают, что с юридической точки зрения на сегодняшний день воссоздание колокольни не представляется возможным. Но при консенсусе со стороны горожан и прохождении всех необходимых историко-культурных экспертиз, подобный проект может получить право на жизнь.

Илья Козлов / Фото: Baltphoto

При этом, Илья Козлов акцентировал внимание, что современная застройка принизила статус Смольного собора, который стал гораздо менее заметен с Арсенальной и Свердловской набережной.

Председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Администрации Санкт-Петербурга Сергей Макаров назвал доминанты очень нужными для формирования архитектурного облика Северной столицы.

«Многие прекрасно помнят указ Николая I, запрещавшего строить здания карнизов выше Зимнего дворца за исключением храма. Большая часть доминант в городе – это храмовые сооружения. Здания, которые возвышаются над городской застройкой, важны для формирования архитектурного облика, поэтому дискуссия по поводу воссоздания утраченных доминант ведется не первый год. Городская политика настроена на то, чтобы архитектурные доминанты в городе были», — заявил Сергей Макаров.

Он также напомнил про городской закон, в котором есть перечень утраченных доминант, рекомендуемых к воссозданию. Всего в этом списке фигурирует 17 доминант, но далеко не все могут быть воссозданы в обозримом будущем. В то же время какие-то объекты при поддержке Фонда все же успешно восстанавливаются. Одним из них стать храм во имя святых Бориса и Глеба на Синопской набережной, которая «сильно потеряла» без этой церкви.

Сергей Макаров обратил внимание и на ряд других ограничений, осложняющие работу с восстановлением доминант. Например, законодательные ограничения по части воссоздания объекта и строительства в центре. Есть и ограничения уровнем ниже, которые запрещают строительство в охранных зонах.

По его словам, эти нормы могут быть подвергнуты изменению, но прежде чем выработать механизм по смягчению имеющихся запретов, нужно собрать мнения экспертного сообщества. Для Петербурга, который входит в список ЮНЕСКО, этот вопрос имеет принципиальное значение. Город обязан действовать в рамках процедур, предусмотренных Конвенцией 1972 года.

Заместитель председателя всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Антон Иванов также пообещал включиться в экспертную работу.

«Мы можем стать одной из площадок для таких дискуссий. Вопросы сохранений культурного наследия чрезвычайно важны, поэтому без формирования общественного мнения здесь не обойтись. В вопросе воссоздания архитектурных доминант решение должно быть широко поддержано общественным мнением и полностью соответствовать законодательству», — сказал участник дискуссии.

Заместитель председателя петербургского отделения Российского общества охраны памятников истории и культуры, кандидат исторических наук Александр Кононов в свою очередь выразил благодарность Фонду за воссоздание ряда храмов на Неве, но при этом к проекту колокольни ансамбля Смольного собора отнесся скептически. По мнению Александра Кононова, нужно говорить не только о юридических моментах, но и о принципах охранного наследия, которые заложены в международных документах и в общей практике.  

Епархиальный архитектор Санкт-Петербургской епархии Дмитрий Борунов поделился мнением Владыки, по мнению которого, колокольню Смольного собора «однозначно нужно строить». В своем выступлении он вспомнил про строительство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, которая на протяжении веков строилась в разных стилях, но при этом была органичная живая среда.

Своим мнением с участниками дискуссии поделилась и заместитель председателя Союза журналистов Санкт-Петербурга Наталья Черкесова. Она обратила внимание, что городские журналисты активно занимаются проблемами сохранения памятников и работают над сохранением культурного наследия.

«Если у нас есть возможности собрать ресурсы, творческие и финансовые силы, чтобы улучшить культурно-историческую среду, то обязательно стоит выбрать наиболее важные объекты, которые нуждаются в восстановлении. Замечательно, что в Петербурге есть такой фонд. Да, сейчас говорят о воссоздании доминант, но возможно имеет смысл подумать о новых доминантах. История колокольни Смольного собора может стать лакмусовой бумажкой для города», — полагает Наталья Черкесова.

Руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн согласился с мнением о том, что воссоздание архитектурных памятников дело хорошее. По его словам, в первую очередь должны быть восстановлены Храм Спаса на Сенной, Собор Андрея Первозванного в Кронштадте, Конногвардейский собор на площади Труда и собор на Обуховской обороны.

В случае с колокольней Смольного собора, по мнению Никиты Явейна, речь идет все-таки о строительстве, а не о воссоздании.

«Барокко в России очень плохо воссоздают, другое сознание, не получается у нас. Возможно, стоит создавать замкнутую школу, чтобы улучшить ситуацию. Ну и менять законы здесь очень страшно», — сказал глава «Студии 44».

Создатель и редактор издания «Канонер» Дмитрий Ратников назвал позитивной тенденция по воссозданию доминант и храмов вдоль Невы. По его мнению, работу здесь стоит продолжать, так как вдоль Невы было больше храмов.

«Стоит продолжать и в исторической застройке, в том числе в районе Смольного собора, где в 70-80-е годы была разрушена историческая застройка, а позже появился полноценный советский ансамбль. В будущем имеет мысли задуматься о воссоздании не точечных проектов, а городской среды», — считает Дмитрий Ратников.

Визуализация колокольни на фоне города / Предоставлено Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге

«Тысячи людей стремятся в Петербург посмотреть штукатурное барокко. Нигде больше в мире нет штукарного барокко, везде оно каменное, робкое. В лепке, в штукатурке оно случилось только в Петербурге» — заявил заслуженный архитектор России, вице-президент Региональной творческой общественной организации Союз Архитекторов России «Санкт-Петербургский Союз Архитекторов» Михаил Мамошин. По его словам кульминацией феномена штукатурного барокко и является ансамбль Смольного монастыря Растрелли.

«Речь идет о завершении феноменального ансамбля Растрелли, которое не случилось» — аргументировал воссоздание замысла возведения колокольни Михаил Мамошин.

«Все обнаружено. Там есть уникальный фундамент, рассчитанный на возведение самого высокого здания в Европе на ту пору» — рассказал Михаил Мамошин об археологических работах 2010 года, когда был найден фундамент колокольни.

Михаил Мамошин / Фото: Baltphoto

«Графика вся есть в Варшаве» — заявил Михаил Мамошин тем, кто сомневался в наличии документов Растрелли о проектировании и строительстве колокольни.

Михаил Мамошин также продемонстрировал собравшимся 3D-модель видов с колокольней (есть в распоряжении АБН), которая не портит вид набережной, а лишь дополняет ее.

Завершение комплекса монастыря с колокольней поддержал и член Совета по культурному наследию при Губернаторе Санкт-Петербурга и член Правления Союза архитекторов Санкт-Петербурга Роман Муравьев.

Пожалуй, самым эмоциональным и получившим максимальное одобрение собравшихся, получилось выступление доктора архитектуры, профессора, академика РААСН, почетного члена Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Татьяны Славиной.

«Сто лет прошло, как в Петербурге не построено ни одной доминанты. Большие штуки построены, но их признали градостроительными ошибками. 100 лет — это большой срок и то, что мы сегодня в 2022 году говорим о доминантах, это очень важно. Происходит некий поворот в истории и культуре Санкт-Петербурга. Мы возвращаемся к традиции, которая в РФ существовала тысячу лет. Это строительство храмов, которые всегда на Руси были доминантами. Это непросто культ и религия. Я утверждаю, что языком архитектуры человечество разговаривает с Богом, поэтому все здания, которые были обращены к Богу всегда были примером тщательной заботы о красоте. Ни один тип зданий в мире не сравнить по красоте с церквами по их тектоничности. Движение от косной и суетной земли в космос. Сегодня высшие силы мы называем космическим порядком. Произошел поворот – мы заинтересовались тем, что потеряли 100 лет назад, то что первым объектом становится колокольня Смольного собора правильно, потому что она самая высокая из всех возможных» — сказала Татьяна Славина.

Татьяна Славина / Фото: Baltphoto

Итогом дискуссии собравшиеся назвали сам факт начала диалога. Вполне вероятно, что обсуждение высотных исторических доминант, в том числе и колокольни Смольного собора, продолжится и приведет к воссозданию ряда из них.

Напомним, что с 11 апреля благодаря работе специалистов Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге макет колокольни задумки Растрелли может увидеть любой желающий. Многомесячная работа группы архитекторов представлена горожанам и гостям города в Смольном соборе.