На набережной Обводного канала продолжается восстановление Санкт-Петербургской православной Духовной академии, которая ведет свою историю с эпохи Петра Великого. Работы по возвращению академии исторического облика идут при поддержке Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге.
История академии берет свое начало в 1721 году, когда при Александро-Невском монастыре по распоряжению архиепископа Новгородского Феодосия была учреждена Славянская школа для обучения азбуке, письму, псалтири, арифметике, грамматике и толкованию евангельских заповедей блаженства.
В дальнейшем при всеобщей реформе духовного образования появилось три самостоятельных учебных заведения, условно разделенных на высшую, среднюю и низшую школу. Комплекс Духовной академии был построен уже в 1820-х годах по проекту архитектора Луиджи Руски. Он состоит из трех зданий и является памятником регионального значения.
К сожалению, до недавнего времени здания академии находились в плачевном состоянии.
Ситуация изменилась, когда к работам по реставрации подключились специалисты Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. Активная фаза реставрации стартовала в 2021 году. Первые результаты можно увидеть уже сейчас – работы по восстановлению кровли и чердачного помещения недавно удалось завершить.
«На сегодняшний момент мы профинансировали ремонт крыши Духовной академии, она полностью восстановлена силами подрядчика – группы компаний «Спектр». Работы уже выполнены, в данный момент мы находимся на этапе восстановления фасада, а далее в планах заняться внутренним убранством», — рассказал АБН заместитель директора Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге Андрей Мезилев.
По проекту реставрации стропильную систему, покрытие кровли и дымовые трубы поменяли на новые, однако проект предполагает сохранение облика, описанного в предмете охраны.
В Фонде подчеркивают, что академия является памятником архитектуры и находится под охраной государства, поэтому все работы проходят предварительное согласование с КГИОП. Все текущие работы, которые ведет на объекте подрядчик, также идут в соответствии с жесткими правилами и под контролем проверяющих инстанций.
«На данный момент мы полностью завершили реконструкцию кровли Духовной академии по набережной Обводного канала, 7Г — полностью заменена стропильная система, отремонтированы перекрытия, дымовые и вентиляционные трубы, заменено кровельное покрытие и закончены все мероприятия по обеспечению безопасности», — рассказал АБН генеральный директор группы «Спектр» Павел Герасенков.
Уже начаты работы по реставрации фасадов академии, причем ведутся они максимально бережно к оригиналу. Как отметил гендиректор «Спектра», компания стремится сохранить первозданное для потомков, например, оригинальную штукатурку и другие детали зданий, для чего ведутся консультации с представителями КГИОП.
Большое внимание в Фонде также уделяют знаковым деталям зданий, которые академия потеряла в советскую историю страны. Особняком здесь стоит скульптурная композиция из барельефа и двух ангелов, поддерживавших крест.
«Было бы странным заниматься восстановлением Духовной академии без воссоздания ее основных символов. За идеей по восстановлению скульптурной композиции стоит владыка Силуан и мы со своей стороны, конечно, поддержали его», — заявил Андрей Мезилев.
Гендиректор «Спектра» Павел Герасенков дал понять, что ангелы и барельеф уже вносятся в охранные обязательства КГИОП. По его словам, представители компании уже провели консультацию со скульпторами и посмотрели большое количество архивных материалов. Ангелы и барельеф могут вернуться на свое место уже к 2023 году.
Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге продолжает подготовительные работы и к проектированию восстановления внутреннего убранства Духовной академии. Одним из ключевых построек убранства должен стать полностью расписанный внутридомовой храм, который когда-то там уже был.
Фонд, возглавляемый Ильей Козловым, занимается проектами, направленными на восстановление исторического облика города. Своей задачей он называет возвращение Северной столице значимых объектов культурного наследия.