Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло в первом чтении проект об изменениях в региональный Экологический кодекс.
В соответствии с ним, городское правительство получает право определять способ и порядок расчета объема или массы твердых коммунальных отходов (ТКО) для потребителей услуг регионального мусорного оператора.
В августе этого года эти полномочия были переданы на региональный уровень федеральным законом (N 476-ФЗ), а теперь они планируются закрепить в местном законодательстве.
Целью предложенных изменений является детализация процедуры обращения с ТКО и точное определение стоимости услуг по работе с мусором для потребителей. Это может повлиять на суммы платежей, которые приходится осуществлять гражданам.
Представитель законопроекта, депутат Алексей Макаров, отмечает, что реализация этих полномочий позволит более точно рассчитывать стоимость услуг по обращению с мусором.
Особый интерес представляет это для двух категорий потребителей: компаний, находящихся в отдельных помещениях и имеющих прямые договоры с региональным оператором, а также жителей многоквартирных домов, которые платят за мусор по факту, а не по нормативу.
В настоящее время таких домов еще немного, примерно 5% по данным Ассоциации собственников жилья.
Большинство горожан и многие предприятия, в том числе расположенные на первых этажах жилых домов, в настоящее время платят за вывоз мусора по установленным нормативам. Для них способ расчета объема ТКО не является актуальным, так как он влияет только на эти нормативы.
Эксперты считают, что применяемая методика расчета нормативов имеет серьезные проблемы и может вызывать конфликты. Например, текущий норматив основывается на объеме 735 кг мусора в год для квартиры площадью 50 кв. м, что считается завышенным.
Другие проблемы связаны с тем, что региональный оператор рассчитывается с полигонами и переработчиками весом ТКО, а с жильцами многоквартирных домов — по объему. Это создает возможности для манипуляций и злоупотреблений.
Представленные изменения в Экологический кодекс позволят более точно определить объемы ТКО, образующиеся у потребителей услуг. Это может помочь горожанам, которые хотят платить за мусор по факту, а не по нормативам. Практика показывает, что во многих случаях такой подход сокращает платежи до трех раз.
Однако, как отмечает член президиума Санкт-Петербургской ассоциации собственников жилья Кирилл Захарян, потребители уже имеют право платить по факту в соответствии с федеральным законодательством, но региональные власти не всегда предоставляют эту возможность.
В Петербурге власти смешали оплату по факту с организацией раздельного сбора мусора, что вызвало конфликты между жителями и региональным оператором.
В марте 2023 года суд устранил основное препятствие для платежей по факту — требование организовывать раздельный сбор на уровне муниципалитета, однако сама связка платежа по факту и раздельного сбора по-прежнему является препятствием для перехода на новую систему оплаты, передает РБК.
Итоговые поправки в законопроект будут приняты до 1 февраля 4 года.