В условиях активно развивающегося экспортного рынка для помощи представителям малого и среднего бизнеса в Петербурге работают специалисты Санкт-Петербургского Центра поддержки экспорта. Компании могут узнать актуальную информацию о зарубежных рынках и найти новых иностранных партнеров. Об услугах центра и важных нюансах – в материале.
Продукт на экспорт и обучение
Центры поддержки экспорта (они есть почти в каждом регионе России) — это автономные некоммерческие организации, финансируемые государством. Каждый Центр оказывает услуги только бизнесу своего региона.
Например, Центр поддержки экспорта в Санкт-Петербурге поддерживает местный бизнес в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Центр является частью местной инфраструктуры поддержки предпринимателей «Мой Бизнес» и предоставляет компаниям различные услуги, помогающие им выходить на зарубежные рынки.
Состав услуг региональных Центров полностью совпадает, так как регулируется приказом Министерства экономики и развития: это подготовка продукта к экспорту, сопровождение экспортных контрактов, поиск иностранного покупателя, международные выставки, размещение на электронных торговых площадках, софинансирование транспортировки продукции и другие, обычно нужные экспортеру услуги. Некоторые регионы вводят свои, дополнительные услуги, соответствующие специфике конкретного региона.
Генеральный директор Санкт-Петербургского центра поддержки экспорта (ЦПЭ) Артем Калошин осенью 2023 года подробно рассказал «Коммерсанту» о деятельности Центра в области бизнес-консалтинга – специалисты безвозмездно помогают ИП, микро-, малым и средним компаниям, зарегистрированным в Петербурге, выйти на зарубежный рынок, консультируют их по вопросам продукции и логистики, а также помогают решать финансовые задачи. Крупный бизнес тоже может получить помощь, но у старших коллег ЦПЭ – Российского экспортного центра.
Прежде, чем начинать путь в экспорт, бизнесмену необходимо понять, есть ли у производимого продукта экспортный потенциал. С этим бизнесменам обычно помогают сотрудники ЦПЭ.
Для того, чтобы лучше разбираться в нюансах поставок на зарубежный рынок, ЦПЭ предлагает компаниям пройти специальное обучение.
Цикл из 11 семинаров «Школы экспорта РЭЦ» могут посетить разные специалисты одной и той же компании, чтобы получить исчерпывающие знания в своей области. Лекции охватывают каждый этап экспорта, начиная от юридических и экономических аспектов, заканчивая логистикой, маркетингом, онлайн-торговлей и деловой коммуникацией.
Благодаря тому, что посещать лекции могут разные специалисты (как мы выяснили, это даже рекомендуется), бизнес сможет сформировать сильную команду сотрудников. Помимо теоретических знаний и печатных рабочих материалов, которые активно будут применяться на практике, на семинарах можно получить контакты и связи с коллегами-предпринимателями.
Также ЦПЭ в 2023 году впервые запустил акселерационную программу «Экспортный форсаж», направленную на ускоренное развитие компаний в выходе на внешний рынок.
Интересно, что теперь господдержка – не так долго и сложно, как многие думают.
Например, от обращения за помощью в софинансировании грузоперевозки по России (у Центра есть такая услуга) до результата обычно проходит не больше недели. Остальные услуги тоже оказывают оперативно.
Пользуются спросом и реверсные бизнес-миссии: ЦПЭ привозит в Петербург покупателей из различных стран, организует их встречи с бизнесом и сопровождает переговоры. Также ЦПЭ поможет правильно перевести материалы и коммерческие предложения, адаптировать презентационные материалы. Для стран, которые читают справа налево, это очень важно, поскольку даже неверно размещенная иллюстрация может стать камнем преткновения, и контракт не будет заключен. Из ближайших планов – визит партнеров из Таджикистана, Туркменистана и Киргизии.
Кроме того, ЦПЭ помогает бизнесу участвовать в выставочно-ярмарочных мероприятиях: по словам Артема Калошина, Центр может помочь организовать коллективный стенд или софинансирует часть расходов на индивидуальный стенд. Директор Центра отмечает, что для ряда отраслей очень важно присутствовать на таких выставках, поскольку это один из важных маркетинговых каналов, позволяющий расширить пул потенциальных партнеров и сигнализирующий о существовании товара на рынке.
Такая поддержка актуальна для компаний-новичков, которые впервые выходят на зарубежный рынок и не имеют готовых шаблонов международных контрактов.
Бизнесмены также могут обратиться за услугами, связанными с размещением продукции экспортеров на электронных торговых площадках, и по защите интеллектуальной собственности.
Показатели центра и достижения экспортеров
В год в ЦПЭ за поддержкой обращаются около 500 компаний, за то же время оказывают больше 1,5 тысячи услуг. На этом центр не планирует останавливаться, поскольку в городе больше шести тысяч компаний-экспортеров. Для специалистов сейчас стоит задача – расширить охват компаний-экспортеров мерами государственной поддержки.
Благодаря экспортной политике в Петербурге местные компании добились высоких результатов, что подтверждается ежегодной премией «Экспортер года». В окружном этапе питерские компании одержали победу в 9 из 17 номинаций, а в рамках федерального этапа 4 компании заняли призовые места.
Кто владеет информацией, тот владеет миром
Центр поддержки экспорта повышает уровень информированности компаний и отмечает, что доступ к актуальной информации критически важен для развития экспортной деятельности бизнеса.
Многие предприятия уже знают о существовании центра и проводимой работе, успешно пользуются услугами. Однако на достигнутом эксперты не останавливаются и хотят убедиться, что каждый представитель бизнеса знает о возможностях и преимуществах, которые можно получить сегодня, чтобы завтра выйти на международный рынок.
Санкт-Петербургский центр поддержки экспорта поддерживает бизнес Санкт-Петербурга в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Центр входит в инфраструктуру «Мой Бизнес».