Вечную мерзлоту изучают уже около 80 лет, нынешний этап необходим для развития железнодорожного сообщения на Крайнем Севере.
В Хабаровске подписано соглашение о совместных исследованиях в сфере строительства и эксплуатации железнодорожной инфраструктуры на вечной мерзлоте, рассказали в пресс-службе Дальневосточной железной дороги (ДВЖД).
Подписи под документом поставили заместитель главы Российских железных дорог (РЖД) Евгений Шевцов, руководитель Дальневосточной железной дороги Евгений Вейде и ректор Дальневосточного государственного университета путей и сообщения (ДВГУПС) Владимир Буровцев.
Совместная работа позволит более тонко изучить процессы, происходящие в мерзлых грунтах северных районов Дальнего Востока, в том числе, вдоль Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Для этого будут использованы современные технологии, включая полевые и лабораторные исследования, съемку местности беспилотными аппаратами и дистанционное зондирование из космоса.
Базовым полигоном для научных исследований станет мерзлотная станция ДВЖД с сетью измерительных скважин и филиал ДВГУПС, расположенные в Тынде, столице БАМа.
Результаты исследований позволят улучшить проектирование и строительство железнодорожной инфраструктуры в сложных условиях Крайнего Севера. Также повысится точность прогнозирования изменений в грунте. Это сильно упростит возможность содержать железнодорожные пути в исправном состоянии.
Соглашение рассчитано на срок до 2030 года.
Железнодорожные пути в вечной мерзлоте изучают уже около 80 лет, занимается этим мерзлотная станция в Тынде. Это важно не только для рельсов, но и для зданий и прочих инфраструктурных объектов рядом с колеей. При неправильном подходе стены могут обрушиться или деформироваться. В 1985 году в регионе было около ста деформированных зданий.
Изначально изучение вечной мерзлоты началось еще с возведением Транссибирской магистрали в 1900 году. В 1927 году в поселке Рухлово (ныне станция Сковородино) на площадке метеорологической станции Народного комиссариата путей сообщения были запущены регулярные исследования температурных режимов вечной мерзлоты.
До 1975 года мерзлотная станция функционировала в Сковородино. С началом строительства Байкало-Амурской магистрали станция была перебазирована в Тынду.
Основные сложности освоения вечной мерзлоты в том, что даже летом земля тает всего лишь на 50-100 сантиметров, а средняя температура на глубине 10-15 метров минус три-четыре градуса.
Несмотря на все сложности, весной этого года Кабмин РФ по поручению Владимира Путина одобрил запуск третьего этапа модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали и Транссибирской магистрали (Транссиб) за 3,7 триллионов рублей. Строительство будет вестись на 24 участках: 12 из них относятся к Транссибу, 10 – к БАМу. Еще две линии должны соединить магистрали между собой.
Эти маневры позволят увеличить провозную способность двух крупных магистралей со 180 миллионов тонн по итогам 2024 года до 210 миллионов тонн к 2030 году и до 270 миллионов тонн к концу 2032.
В 2017 году уже были попытки проложить железную дорогу к удаленным населенным пунктам Крайнего Севера — от Бованенкова до Сабетты для перевозок нефтяных компаний. Но что-то пошло не так, и сейчас железка рассматривается только в качестве перспективы после постройки порта в селе Сабетта.
Еще один проект на бумаге — это Трансполярная магистраль «Чум — Салехард — Игарка» протяженностью 1482 километра. Ее строили с 1947 по 1953 год, потратили 42 миллиарда рублей.
Сейчас на Крайнем Севере функционируют две компании — АО «АК Железные дороги Якутии» (ЖДЯ) и Ямало-Ненецкая железная дорога.