Фиксированные цены на авиабилеты: реальность или самопиар депутата

Фиксированные цены на авиабилеты: реальность или самопиар депутата

Фото: unsplash.com

Корреспондент АБН24 проанализировал факторы, из которых складывается стоимость авиабилетов и выяснил, реально ли ввести на них фиксированные цены.

Депутат Госдумы Султан Хамзаев выступил с инициативой о введении фиксированных цен на авиабилеты. По его мнению, цены на билеты не должны расти в зависимости от близости к рейсу, как это происходит сейчас, пишет ПРАЙМ.

Хамзаев считает, что если авиакомпании предоставляют услугу пассажирам, то они должны сразу обозначать стоимость перелета и не изменять ее в зависимости от времени бронирования.

«От повышения цен чаще всего страдают простые люди, которые летят срочно на похороны, на лечение и прочее. Цена на авиабилеты не должна быть плавающей. Авиакомпании до сих пор занимаются ценовыми спекуляциями. Это должно быть запрещено законом«, — отметил Султан Хамзаев.

Господин депутат призвал правительство России и ФАС поддержать эту народную инициативу.

Но редакция АБН24 уверена, что дальше предложения и призывов инициатива депутала Хамзаева никуда не пойдет. Потому что цена на аиабилеты складывается не из капризов авиакомпаний, а из нескольких факторов, таких как цена авиационного керосина, ремонт самолета, разные условия лизинга и прочие необходимые вещи.

Давайте разберем их все по-порядку.

Цена на авиакеросин

Всего в России 14 компаний, которые производят авиационный керосин, в том числе «Газпромнефть», «Роснефть» и «Башнефть-Новойл».

Ранее мы писали, что цены на авиационный керосин растут, начиная с апреля 2020 года. Тогда тонна авиакеросина стоила около 24 тысяч рублей, а в сентябре 2021 года перешагнула отметку в 50 тысяч рублей. В январе 2022 года стоимость авиатоплива установила рекорд, превысив планку в 60 тысяч рублей за тонну. А 30 октября 2023 года была зафиксирована цена 81 655 рублей за тонну.

Но это еще не рекорд. 6 августа 2024 года цена на авиатопливо составила 84 220 рублей за тонну, пишет «Лента.ру» со ссылкой на данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СпбМТСБ).

Получается, что депутату нужно предлагать установить фиксированные цены не на авиабилеты, а на авиакеросин. Но таких предложений от любителей инициатив пока что не поступало.

Обслуживание и ремонт самолетов

Здесь все более или менее стабильно, даже несмотря на санкции. Как заявил Минтранс в октябре 2022 года, российские авиакомпании продолжают получать необходимые запчасти.

По словам главы «АвиаПорта» Олега Пантелеева, новые каналы поставок были найдены в течение двух-трех месяцев после введения санкций. В течение шести-девяти месяцев появилось достаточно альтернатив, что позволило снизить цены и сроки поставки. Запчасти поставляются в Россию через посредников в странах, которые не присоединились к санкциям, включая Таджикистан, ОАЭ, Турцию, Китай и Кыргызстан.

Лизинг

Во-первых, цены на лизинг самолетов Airbus и Boeing выросли во всем мире и в 2023 году превысили допандемийный уровень 2019 года. На первый самолет цена выросла с 340 тысяч долларов до 420, а на второй — до 360-370 тысяч долларов.

Во-вторых, в том же 2023 году Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) начала пересматривать договоры с российскими авиакомпаниями, повышая ставки аренды самолетов. По данным источников «Известий», размер сборов должен был увеличиться на 30% для «Аэрофлота», «России», S7 Airlines и «Ямала». Всего корректировка затронет 37 импортных самолетов, принадлежащих ГТЛК. Без экспертов понятно, что это привело к увеличению цен на билеты.

В-третьих, стоимость импортозамещенных самолетов не сильно ниже зарубежных. Так, лизинг Superjet для «Аэрофлота» составляет около 34 миллионов долларов, МС-21 и Ту-214 — чуть более 47 миллионов долларов. Важно учитывать и эффективность самолетов. Например, российский Ту-214 дешевле Airbus A320 в два раза, но расходует больше топлива. МС-21 — новая модель, которую производители предлагают дешевле, так как экономические показатели еще не полностью ясны.

Однозначный плюс импортозамещенных самолетов в том, что они производятся внутри страны. Это исключает таможенные пошлины и снижает стоимость.

Другое

Не стоит забывать про наценки сайтов-посредников и сборы. В последнее включены дополнительные расходы вроде налогов, обслуживания в аэропорту и прочее. Туда же включается и часть расходов на топливо.

Таким образом, призыв депутата так и останется несбыточной мечтой и, возможно, был сделан ради самопиара.