Госдума рассмотрит во втором чтении пакет законопроектов о реформировании налоговой системы, включающий введение пятиступенчатой шкалы НДФЛ, семейного налогового вычета и пересмотр ставок некоторых налогов. О целях изменений журналисту АБН24 рассказал старший консультант департамента налоговых услуг ФБК Право Евгений Тимин.
В условиях роста государственных расходов, российское правительство стремится повысить эффективность налоговой системы для увеличения налоговых поступлений.
«Расходы растут, их надо финансировать. На это направлены, например, повышение ставок НДФЛ, налога на прибыль, введение НДС для упрощенцев. Еще одна цель – избавиться от так называемых «схем дробления бизнеса», когда крупная компания формально работает через несколько юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения. Поправки сильно снижают выгоды от дробления. Также заявлено в качестве цели «достижение социальной справедливости», но оценить так ли это, мы сможем лишь по факту. Увидев, куда именно государство потратит собранные налоги», — поделился эксперт.
Справедливость налоговой системы – это не только философская категория, но и юридическое понятие, закрепленное в законодательстве России. Согласно статье 57 Конституции РФ, законно установленные налоги и сборы обязаны платить все граждане. Налоговый кодекс в пункте 1 статьи 3 уточняет, что налогообложение должно основываться на принципе равенства и учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате налога.
«Поправки в Бюджетный кодекс предполагают, что регионы получат право списать до двух третей бюджетных кредитов, если направят списанные деньги на поддержку инвестиций и инфраструктурные проекты. Кроме того, поправки определяют, как именно распределять дополнительные налоговые поступления между разными уровнями бюджетной системы. Есть поправки, расширяющие права местных властей по расходованию денег, сэкономленных на госзакупках», — добавил спикер.
По словам Тимина, в Бюджет вносят новые расходные статьи. В частности, выплаты, вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам, расходы на высокоскоростной Интернет в школах, повышение уровня оплаты труда преподавателей фундаментальных дисциплин, выплаты ветеранам, субсидии энергосбытовым организациям, индексации пенсий военным пенсионерам.
Ранее переход к прогрессивной шкале НДФЛ был невозможен из-за высоких расходов на налоговые проверки и желание налогоплательщиков уклоняться от уплаты налогов при повышении ставок. Эта так называемая «цена налогового администрирования» зачастую превышала выгоду от выявленных нарушений. Например, инспекторы могли обнаружить недоплату в 1 тыс. рублей НДФЛ, при этом их зарплата составляла 100 тыс. рублей из бюджета.
«Пока налоговые инспекции проверяли налогоплательщиков преимущественно вручную, прогрессивный НДФЛ вводить не имело смысла – его все равно невозможно было бы собрать в полном объеме. На сбор потратили бы больше денег, чем собрали бы. Сейчас, когда инспекции цифровизировались, наладили автоматический контроль, цена администрирования снизилась. Видимо, ФНС чувствует, что сможет относительно дешево собрать НДФЛ по прогрессивной шкале, несмотря на новые попытки уклонения», — отметил специалист.
По его словам, масштабных изменений на втором чтении по сравнению с первым нет. Из самых значимых эксперт выделил:
1. для российских IT-организаций сохранили пониженную ставку налога на прибыль до 2030 года вместо 2027;
2. дали возможность применять к расходам на права пользования российскими программами для ЭВМ повышенного коэффициента 2, что позволит компаниям уменьшать сумму налога прибыль;
3. регионы в 2025-2030 годах смогут устанавливать для малых технологических компаний пониженную ставку налога на прибыль, зачисляемого в их бюджеты;
4. северные надбавки вывели из-под прогрессивной шкалы НДФЛ;
5. уравняли налогообложение НДФЛ операции с цифровыми финансовыми активами и ценными бумагами (при доходе до 2,4 миллиона рублей в год — 13%, свыше этой суммы – 15%);
6. индексировали ставки акцизов на подакцизные товары;
7. курортный сбор станет «туристическим налогом».