В июле продажи новых легковых автомобилей выросли на 42,4%. Что стоит за этим мнимым подъемом, и не окажется ли нынешний всплеск спроса временным явлением, специально для АБН24 рассказал главный редактор автомобильного издания Quto Максим Ракитин.
В этом году российский автомобильный рынок действительно продемонстрировал впечатляющие результаты. На первый взгляд, это может показаться свидетельством устойчивого оживления рынка, однако причины этого подъема не столь однозначны.
«Во многом рост продаж обусловлен факторами, которые не дают полной уверенности в продолжительности этого тренда. Во-первых, многие производители пошли на снижение цен, что стало важным стимулом для покупателей. Но, как показывает практика, это может быть временной мерой, связанной с попытками удержать долю рынка в условиях экономической нестабильности», — пояснил спикер.
Еще один значимый фактор, по мнению эксперта – так называемые «истеричные» покупки. Перед очередным увеличением утилизационного сбора и другими возможными изменениями люди спешат приобрести автомобиль, опасаясь дальнейшего роста цен и ухудшения условий кредитования. Повышение ключевой ставки, безусловно, делает кредиты менее доступными и дороже, что только подогревает спрос сейчас, пока условия еще сравнительно приемлемы.
«Конкуренция на российском рынке также усилилась, особенно со стороны китайских производителей. Здесь российские бренды, конечно, уступают по технологическим решениям, однако выигрывают за счет более низкой цены. Повышение утилизационного сбора — это один из способов борьбы с китайскими автомобилями в нижнем ценовом сегменте. В результате, более дешевые китайские модели постепенно вытесняются с рынка, что создает дополнительные возможности для отечественных производителей», — поделился главный редактор автомобильного издания Quto (входит в Rambler&Co).
Что касается перспектив на конец этого года и начало 2025-го, ожидать столь же впечатляющих результатов не стоит.
«Рост цен на автомобили и повышение стоимости кредитов, вероятно, уменьшат энтузиазм покупателей в будущем. Уже сейчас средняя стоимость автомобиля в России составляет около 3,6 млн рублей, что для большинства населения является неподъемной суммой. При этом российские бренды, несмотря на рост продаж, не способны полностью удовлетворить спрос: их максимальные производственные мощности – это около полумиллиона автомобилей в год, в то время как рынок требует гораздо больше», — заключил эксперт.
Продолжение роста рынка будет зависеть от множества факторов, включая государственную поддержку, уровень утилизационного сбора и ключевой ставки. Однако маловероятно, что в следующем году рынок продемонстрирует такие же высокие показатели, как в этом, поскольку финансовые условия для покупателей будут только ужесточаться.