Российские судостроители стремятся расширить сотрудничество с китайскими партнёрами, потребности отечественных верфей в импортных поставках оборудования и комплектующих для гражданского флота до 2035 года составят $14 млрд.
На выставке-конференции «Нева-2023» в Петербурге состоялся диалог по развитию сотрудничества России и Китая в сфере судостроения. Товарооборот между странами в 2022 году вырос на треть, достигнув $190,3 млрд.
Китай стал крупнейшим внешним партнёром России. В ходе государственного визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию в марте было опубликовано заявление об углублении отношений в новую эпоху.
Судостроители России и Китая уже имеют совместные проекты. Глава Китайской ассоциации национальной судостроительной промышленности Го Дачэн заявил о необходимости реализации этих проектов. Потребности российских верфей в импортном судовом оборудовании до 2035 года составляют $14 млрд.
В том числе Объединенная судостроительная корпорация нуждается в импортных комплектующих на $10-11 млрд, так как занимает 70-80% российского рынка судостроения.
В связи с антироссийскими санкциями, Китай становится приоритетным партнером России в области судостроения. «Судоэкспорт» становится центром ОСК по организации сотрудничества с другими государствами, включая КНР.
Китайское оборудование может использоваться в проектах ОСК для гражданского флота. Власти России вместе с промышленниками работают над развитием производства пропульсивных судовых комплексов внутри страны.
Схема поставки грузов из Китая уже отработана, но в судостроении по-прежнему есть свои особенности. Это может привести к изменениям в сроках доставки и негативно сказаться на финансовом положении строителей судов.
В последнее время среднее время транзита из Китая в европейскую часть России составляет 45 дней, без учета авиафрахта. Однако эти сроки могут изменяться.
Одной из главных проблем является недостаток инфраструктуры для обработки контейнеров в порту Владивостока. Однако, РЖД разрешили отправлять часть грузов не только на платформах, но и в специальных вагонах, что увеличило скорость обработки контейнеров.
Тем не менее, остаются риски погодных условий и неопределенность относительно тарифов на перевозку грузов из Владивостока в другие регионы России.
Также обсуждалась доставка грузов по Северному морскому пути, который активно развивается Россией. Однако такая перевозка грузов может быть нерентабельной из-за высоких затрат на строительство и эксплуатацию судов, имеющих высокий ледовый класс.
С целью улучшения использования СМП, стоит увеличить число ледовых проводок и создать порт перевалки на Камчатке. Это позволит использовать суда с низким ледовым классом для доставки контейнеров до порта, откуда уже могут быть доставлены более крупные контейнеровозы до Архангельска или Петербурга.
На выставке представлены компании из Китая и Турции, которые активно работают в области судостроения. Организаторы ожидают участие более 50 китайских и более 40 турецких компаний.
Для облегчения деловых контактов был создан специальный центр, а также будет добавлен круглосуточный оператор на китайском языке.