Переговоры по этому поводу ведутся между «Почтой России» и РЖД.
«Почта России» и РЖД обсуждают запуск своих поездов до стран Евразийского экономического союза и Китая. Об этих планах детальнее рассказал генеральный директор «Почты России» Михаил Волков в комментарии газете «Гудок».
При этом представитель «Почты России» отмечает, что пока затруднительно оценить, насколько почтовое железнодорожное сообщение между странами будет востребовано. Основным клиентом услуги может стать рынок e-commerce.
«Письма мы уже практически не пишем. Конечно, люди что-то отправляют друг другу, но это небольшой объем», — отметил Волков.
В свою очередь отметим, что электронная коммерция также предполагает выполнения физических заказов. Онлайн-рынок и ритейлеры из ЕАЭС, Китая и России могут воспользоваться услугой для доставки своих товаров за рубеж. Однако современная логистика не решает главной проблемы — скорость прибытия заказа к конечному покупателю.
«Проблемы торговли между Россией и странами ЕАЭС не в логистике как таковой, а в том, что если все делать по правилам, пересечение границы может занимать длительное время с учетом оформления», — рассказал председатель Ассоциации участников рынка электронной коммерции Александр Ефимов.
Также почтовые поезда могли бы освободить импортеров от обязанности платить ввозной НДС в месте продажи. Потому можно наблюдать практику, когда иностранные товары выкупаются целыми маркетплейсами, а затем продаются конечному покупателю. До сих пор данная схема помогала избежать уплаты налогов.
Ранее на Петербургском международном экономическом форуме — 2024 «Почта России» заключила с РЖД соглашение о сотрудничестве в сфере развития железнодорожной почтовой сети. В том числе речь шла о расширении предоставляемых услуг. Контейнеры можно было бы использовать для перевозок почтовых отправлений, товаров народного потребления и сборных грузов, а также доставки товаров предприятий среднего и малого бизнеса. Михаил Волков ожидает, что в 2024 году появятся как минимум пилотные проекты.
Нужно напомнить, что вот уже больше десяти лет компании-перевозчики в России самостоятельно осуществляют логистику посредством железных дорог. Логистические фирмы владеют собственными вагонами и выстраивают маршруты в том числе и с использованием рельсового транспорта. Компания «РЖД», принадлежащая правительству РФ, в свою очередь, занимается обслуживанием инфраструктуры и предоставлением локомотивной тяги для товарных составов.
Справка: «Почта России» имеет долгосрочный контракт с ОАО «РЖД» на перевозку грузов и использует около 800 специальных вагонов, часть из которых принадлежит компании, часть находится в аренде. Выручка «Почты России» в 2023 году составила 223,1 млрд руб., EBITDA достигла 5,2 млрд руб. против минус 17,7 млрд руб. в 2022 году.