В России вступает в силу новый закон, запрещающий водителям высаживать из общественного транспорта людей с инвалидностью I группы и детей-инвалидов. Мера направлена на защиту прав и интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья, а также на создание более доступной и комфортной транспортной инфраструктуры в стране. Подробнее АБН24 рассказал автоэксперт Дмитрий Попов.
С 1 сентябряв России вступит в силу закон, согласно которому водители всех видов общественного транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) будут обязаны обеспечивать беспрепятственную перевозку пассажиров с инвалидностью первой группы и детей-инвалидов. За нарушение этого требования водителям грозит штраф в размере 5 тысяч рублей, а должностным лицам – до 30 тысяч рублей.
«Есть целая категория автобусов в подвижном составе, в которых для того, чтобы инвалид-колясочник совершил посадку, водителю надо выйти и при открытых дверях откинуть фартук пандуса, чтобы он заехал. Кроме этого, по мнению некоторых несознательных водителей инвалид-колясочник, присутствуя в салоне , создает помехи другим пассажирам. Он занимает больше места, хотя у нас, кстати, в современных автобусах довольно часто место для колясочника предусмотрено. В трамваях прямо точно даже есть возможность ремнями пристегнуть коляску. Все это приводит к тому, что водитель, соответственно, долгая посадка-высадка, водитель сбивается с графика. У нас 220 ФЗ, у нас брутто-контракты – нарушение графика приводит к тому, что потом штрафуют водителя предприятия. В общем, находятся несознательные водители, которые препятствуют тому, чтобы колясочник сел в автобус. И даже если его удается сесть, то они начинают принимать меры к тому, чтобы его высадить. Было несколько случаев, которые в прессе отобразились», – пояснил Дмитрий Попов.
Штрафные санкции будут применяться в случае принудительной высадки из автобуса, трамвая или троллейбуса инвалида первой группы, следующего без сопровождающего лица, не подтвердившего оплату проезда либо право на бесплатный или льготный проезд, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
«В этом законе все хорошо, за исключением одного. У нас есть федеральный закон о доступной среде в отношении всего, что там предусмотрено. Штрафные санкции весьма хилы или их вообще нет. Мне кажется, что нужно, если мы социально ориентированное государство, в КоАПе ввести целую главу, которая будет предусматривать ответственность за разные виды дискриминационных действий по отношению к лицам с ограниченными возможностями. А то того, кто высаживает из автобуса, мы штрафуем, а того, кто не пустит в магазин или ресторан инвалида-колясочника, мы не будем наказывать. Должен быть какой-то общий, единый набор ответственности за дискриминационные действия по отношению к лицам с ограниченными возможностями», – отметил эксперт.
Ранее был принят закон о запрете высадки из общественного транспорта инвалидов первой группы, если те едут без сопровождения или забыли свою социальную карту. Ожидается, что подобные меры не только улучшат условия мобильности для людей с ОВЗ, но и повысят ответственность перевозчиков за обеспечение их прав.