Спрос на «зеленые облигации» падает, а объем субсидирования проектов по строительству инфраструктуры в сфере обращения с отходами со стороны федерального центра снижается, рассказали АБН24 в ППК «Российский экологический оператор». Целевые показатели по вводу в эксплуатацию новых мощностей скорректированы в меньшую сторону. Инвесторы видят риски не только в тарифах, но и в терсхемах.
До конца года в России появятся новые мощности по обращению с отходами в объеме 4,2 млн тонн в год, сообщает Минприроды РФ. Одобрение наблюдательного совета ППК РЭО в этом году получили 4 инвестиционных проекта на общую сумму 3,4 млрд рублей. При этом в целом, по оценке РЭО, для достижения поставленных целей национальной стратегии в области обращения с отходами до 2030 года необходимы инвестиции в объеме порядка 450 млрд рублей.
Как уже сообщало АБН 24, в июле правительством РФ было утверждено постановление, которое снизило целевые показатели по вводу в эксплуатацию новых мощностей по обращению с ТКО. Если на старте реформы к концу 2024 года в России ожидалось появление новых предприятий по обработке 37,1 млн тонн мусора в год и утилизации в объеме 23,1 млн тонн в год, то теперь планы скорректировали.
Согласно опубликованной стратегии РЭО итогом первой пятилетки «мусорной реформы» станет ввод мощностей по обработке в объеме 23,1 млн тонн и по утилизации на 7,4 млн тон в год.
В РЭО пояснили, что значения уменьшены в связи с «уточнением массы образования ТКО и потребностей субъектов РФ», а также переносом сроков ввода в эксплуатацию ряда объектов. Кроме того, отметили в компании, с 2022 года существенно сокращены объемы финансового обеспечения инвестиционных проектов со стороны федерального бюджета.
Для поддержки проектов в сфере строительства новой инфраструктуры в РЭО разработали систему предоставления льготных займов. За счет выпуска собственных облигаций компания может субсидировать часть процентов по кредиту в размере до 90% от ключевой ставки ЦБ РФ. В то же время, данная мера невостребована из-за роста ключевой ставки Банка России, сообщили АБН24 в пресс-службе ППК РЭО.
«Всего в рамках программы «зеленых облигаций» было профинансировано 9 инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами на общую сумму 29,9 млрд рублей. Это позволило ввести дополнительно 6 млн тонн мощностей по обработке, утилизации и захоронению отходов в 11 субъектах», — ответили в пресс-службе РЭО на запрос АБН24. Каким образом 9 инвестиционных проектов сумели обогатить новой инфраструктурой сразу 11 субъектов РФ в компании не пояснили.
При этом ожидать высокого интереса со стороны инвесторов в текущих условиях и не приходится. «Если депозитная ставка в банке выше, чем предполагаемая прибыль проекта в три раза, то инвестор не найдется, сколько не компенсируй», — считают опрошенные АБН 24 эксперты.
Проблема инвестиционных рисков также упирается в регуляторную проблему. По мнению экспертов АО «Ситиматик», при реализации концессионных соглашений по строительству новой инфраструктуры в сфере обращения с ТКО законодательство не учитывает ряд расходных обязательств инвестора.
Например, в законодательстве не предусмотрена компенсация на затраты концессионера, связанные с проектно-изыскательскими или землеустроительными работами на выделенном ему участке на тот случай, если выявленные обстоятельства не позволят в результате построить объект в этом месте. Также неотъемлемой частью концессионного объекта становятся участки компостирования. При этом, затраты концессионера на создание и эксплуатацию участков компостирования в тарифных решениях в полном объеме не заложены. Предполагается, что понесенные издержки можно будет компенсировать за счет продажи техногрунта, что весьма сложно в реализации, рассказали в АО «Ситиматик».
Также в компании обратили внимание, что действующая методика тарифного регулирования не учитывает расходы на модернизацию объектов и доукомплектование их высокотехнологичным оборудованием.
«Этот момент в законодательстве не учтен и не подлежит для пересмотра параметров регулирования в моменте. Получается, что сейчас, даже при реконструкции объекта, компания вынуждена иметь дело с теми операционными затратами, которые были утверждены конкретно под создание комплекса. Да, по действующему законодательству расходы с учетом модернизации будут компенсированы, но только спустя несколько лет, а компания ведь обслуживает объект здесь и сейчас. Парадоксально, но решить эту коллизию могло бы добавление всего одного слова – «реконструкция» – для учета долгосрочных параметров регулирования и тарифа в соответствующем постановлении правительства РФ», — рассказал генеральный директор АО «Ситиматик» Дмитрий Лесников.
Регуляторные тарифные риски хорошо иллюстрирует ситуация, в которой оказалось пермское предприятие ООО «УралРегионСнаб». Компания вложила порядка 105 млн рублей в строительство крупного мусоросортировочного комплекса в селе Лобаново Пермского края. Объект мощностью 20 тыс. тонн обработки мусора в год был введен в эксплуатацию в 2020 году. Сегодня его мощность увеличилась в четыре раза и составляет уже 80 тыс. тонн в год. На утилизацию предприятие направляет 22,7% отобранных вторичных материальных ресурсов. На полигоны для захоронения направляется только 77,3% отходов.
По данным компании, в настоящее время ООО «УралРегионСнаб» производит обработку более 14% и утилизацию/обезвреживание около 3,6% ТКО всего Пермского края. Могло бы и больше – мощности предприятия загружены только на 83%. Однако, этого не происходит.
Более того, с 2024 года решением министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края тариф на обработку отходов для ООО «УралРегионСнаб» был снижен на 28,8%. Угрозу для возврата вложенных инвестиций в компании также видят в планах по строительству в Перми нового крупного комплекса мощностью 300 тыс. тонн в год, который сделает предприятие «УралРегионСнаб» просто ненужным.
«Принятие решения органами государственной власти региона о строительстве и вводе в эксплуатацию новых объектов обработки ТКО, которые будут снижать массу, направляемых ТКО на действующие и пока включенные в Территориальную схему обращения с отходами в регионе создает риски окупаемости уже реализованных инвестиционных проектов в области обработки коммунальных отходов», — пояснили АБН24 в ООО «УралРегионСнаб».
На предприятии также подчеркнули, что в тарифе регионального оператора финансирование объектов обработки и захоронения ТКО идет по остаточному принципу. Большая часть тарифа направляется на сбор и транспортирование мусора.
Риски недофинансирования новой услуги также видят в компании «Хартия» (региональный оператор и транспортировщик отходов в четырех субъектах РФ).
«Региональные операторы оказывают услуги населению, и, соответственно, рост тарифов на их услуги ограничен определяемым органами исполнительной власти индексом роста платы граждан за коммунальные услуги. Но строительство нового объекта и, как правило, появление расходов на новую услугу в тарифе регионального оператора не может уложиться в индекс платы граждан, который очень часто утверждается на уровне индекса потребительских цен», — сообщили АБН24 в компании.
По данным Миприроды РФ, за 5 лет «мусорной» реформы в России создано 262 объекта обращения с ТКО: 139 объектов по обработке с общей мощностью 21,5 млн тонн/год, 67 объектов по утилизации – 6,5 млн тонн/год, 19 объектов размещения – 4,9 млн тонн/год и 37 комплексных объектов.