Из-за особенностей строительства метрополитенов в странах СНГ и бывших государств Варшавского договора зарубежная подземка до сих пор зависит от российских производителей.
Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» имени А.Г. Ромашина, которое входит в Госкорпорацию Ростех, остеклит кабины машинистов «Минска-2024» — это новые поезда минского метрополитена. Первый комплект остекления уже отправлен заказчику. Исполнительный директор Ростеха Олег Евтушенко обещал поставить стекла для семи минских вагонов к концу 2024 года, говорится в Телеграм-канале «Технологии».
Все головные вагоны метро будут оборудованы пятью высокотехнологичными стеклами с уникальной геометрией. Это значит, что в комплект одного головного вагона входит пять предметов.
Чем уникальны стекла?
Стекла очень прочные и способны защищать машинистов от ЧП — они могут выдержать удар предметом весом 1 кг на скорости до 180 км/ч. Чтобы машинистам было еще комфортнее работать, на каждое стекло нанесена сверхтонкая пленка оксида металла, проводящая электрический ток для равномерного обогрева. Это гарантирует сохранение высоких оптических свойств стекла даже при низких температурах.
Евтушенко отметил, что поезда «Москва-2024», остекленные при помощи Ростеха, ездят на Замоскворецкой линии московского метро. Также госкорпорация поставляет более 400 видов высокотехнологичных изделий конструкционной оптики для авиалайнеров, локомотивов, а также поездов метро серии «Москва-2020», «Балтиец», рельсовых автобусов РА-3 и другой железнодорожной техники.
Вся продукция соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза Евразийского экономического совета (ЕАЭС) «О безопасности железнодорожного подвижного состава», добавил директор Ростеха.
«Выпускаемое нашим предприятием остекление обеспечивает качественный обзор машинисту и его безопасность. Оптимально подобранная мощность обогрева позволяет сохранять полноценный обзор даже при резких сменах температуры и влажности, характерных при выезде на открытые участки маршрута», – сказал генеральный директор ОНПП «Технология» Андрей Силкин.
География метро
Исторически сложилось, что московские вагоны метро популярны в странах бывшего СНГ и стран Варшавского договора. В подавляющем большинстве случаев подземка в столицах бывших государств соцлагеря строилась под контролем и с применением технологий из Москвы. Таким образом и колея и обустройство метрополитена и подвижной состав в этих странах — это наследие СССР, правопреемником которого стала Российская Федерация. Именно поэтому периодами заключаются контракты на ремонт и поставку оборудования в государства Восточной Европы и почти всей Средней Азии и Кавказа.
Так, в начале 2015 года три 5-вагонных состава модели 81-760.Б/761.Б/763.Б были отправлены в Бакинский метрополитен. В 2017 году начались поставки в Московский метрополитен поездов серии 81-765/766/767 «Москва». Модификации данной серии вагонов поставляются по контрактам в Бакинский и Ташкентский метрополитен.
В столицу Азербайджана за 2018-2019 годы было поставлено 40 вагонов метро. В 2019 году завод подписал контракт, продлевающий сотрудничество с Бакинским метрополитеном еще на 3 года. Согласно договору, в период 2020-2023 годов на предприятии будет изготовлено 60 вагонов метро для Баку. Также, осенью 2019 года завод завершил поставку 20 вагонов метро в Ташкентский метрополитен.
В 2018 году завершен контракт на капитальный ремонт с продлением срока службы большой партии вагонов, принадлежащих Будапештскому метрополитену (BKV). Всего в рамках контракта между Метровагонмаш и BKV глубокой модернизации были подвергнуты 37 составов (222 вагона) серий 81-717/714 и Ev3. Последний из них введен в эксплуатацию летом 2018 года.
В конце 2018 года Метровагонмаш подписал контракт с Софийским метрополитеном на проведение капитального ремонта и модернизации 8 вагонов серии 717.4/714.4 для столицы Болгарии.
В феврале 2020 года завод отправил в Софийский метрополитен восемь капитально отремонтированных и модернизированных вагонов метро серии 81-717.4/714.4, в марте было подписано дополнительное соглашение на модернизацию еще 40 вагонов метро для метрополитена столицы Болгарии.
В июне 2020 года в Бакинский метрополитен были отправлены четыре новых поезда метро в пятивагонном исполнении. Контракт на изготовление и поставку 60 вагонов метро серии 81-765.Б/766.Б в период с 2020 по 2023 год Метровагонмаш и ЗАО «Бакинский метрополитен» подписали в октябре 2019 года.
Жизнь под санкциями
В мае 2023 года Метровагонмаш попал под санкции США. На этом фоне мэрия Тбилиси расторгла с компанией договор, который был заключен в 2021 году.
Интересно, что Будапешт все равно сотрудничает с Метровагонмашем, несмотря на санкции — иначе они бы просто-напросто остались без метро. И, наверняка, сотрудничество продолжится и дальше.
«Метровагонмаш» входит в группу «Трансмашхолдинг», которая, в свою очередь, является дочерней компанией АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ). Его гендиректор — Кирилл Липа.