На фоне дефицита китайских юаней на российском рынке и значительных резервов ФНБ в этой валюте возникла так называемая «юаневая ловушка». Что это значит для экономики и как такие колебания могут отразиться на благосостоянии граждан, специально для АБН24 рассказал эксперт финансового рынка Андрей Бархота.
На минувшей неделе на российском внебиржевом рынке наблюдался дефицит юаней, что вызвало обеспокоенность на фоне того, что в Фонде национального благосостояния значительная часть резервов остается в юанях. Эта ситуация получила неформальное название «юаневая ловушка».
«Главный принцип формирования резервов, как и любых инвестиций, – диверсификация активов. Однако в условиях санкций и ограниченного доступа к западным валютам Россия в значительной степени полагается на китайский юань. С одной стороны, это вполне логично: экономика Китая обладает значительными объемами, а юань демонстрирует относительную стабильность, поскольку его курс контролируется властями КНР. Однако в этом и кроется уязвимость: жесткое регулирование курса юаня делает его зависимым от внутренних решений Китая, что может привести к непредсказуемым изменениям в случае необходимости для китайской экономики», — пояснил спикер.
Дефицит юаней на российском рынке вызван сочетанием факторов. Во-первых, это политика Китая, ориентированная в первую очередь на национальные интересы. Во-вторых, это санкции, которые ограничивают доступ России к другим валютам и увеличивают зависимость от китайской валюты.
«Как результат, курс валютной пары «рубль/юань» становится более волатильным, что может привести к удорожанию китайских товаров, на которые приходится значительная доля российского импорта, особенно в таких ключевых категориях, как электроника и обувь, это 80-90% импорта. Это, в свою очередь, негативно скажется на покупательной способности рубля и, как следствие, на доходах россиян. Высокие цены на импортные товары, такие как китайская продукция, могут поддерживать высокую инфляцию и замедлять потребление, что ухудшит положение граждан», — подчеркнул эксперт.
Проблемы не ограничиваются только потребительским сегментом. Российская промышленность, которая зависит от китайских машин, оборудования и сырья, также может столкнуться с трудностями из-за дефицита юаней и колебаний их курса. Это делает процесс импортозамещения более затратным и трудоемким, что повышает зависимость экономики от внешних факторов и усиливает ее уязвимость.
«В текущих условиях необходимо пересмотреть стратегию. Важно продолжать поддерживать отношения с Китаем, но одновременно диверсифицировать активы ФНБ и резервы. Чрезмерная зависимость от одной валюты увеличивает риски. Поэтому необходимо активнее рассматривать альтернативы: золото и первоклассные финансовые инструменты, которые могут стать более надежной защитой от внешнеэкономических потрясений», — заключил Бархота.
«Юаневая ловушка» – это вызов, но его можно преодолеть за счет разумной диверсификации и стратегического управления резервами.