С усилением санкций многие компании начали использовать схемы ложного транзита, чтобы избежать ограничений. Однако государство планирует ужесточить контроль и создать механизм против псевдотранзита. Об этом журналисту АБН24 рассказал доцент кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ Петр Арефьев.
По его словам, ложный транзит товаров стал одной из актуальных схем обхода санкций и налогового регулирования, особенно после начала санкционной политики против России. В прошлом компании использовали транзитные маршруты через страны Прибалтики и другие юрисдикции, формально вывозя товары в третьи страны, но фактически оставляя их в России. Эта схема позволяла избегать уплаты налогов и пошлин, что негативно сказывалось на наполнении российского бюджета.
«Однако после введения 11-го пакета санкций Евросоюза в июне 2023 года, ложный транзит импортных товаров был серьезно ограничен. В этот пакет вошли положения, направленные на ужесточение контроля за странами, участвующими в таких схемах, включая Белоруссию и другие дружественные юрисдикции. Теперь компании, ввозящие товары в Россию, обязаны не только декларировать их на границе, но и подтверждать вывоз за пределы страны. Это значительно усложнило реализацию ложных транзитных операций», — пояснил собеседник агентства.
Тем не менее, несмотря на ужесточение санкционного режима, некоторые критически важные товары из Евросоюза, такие как технологии или специализированное оборудование, продолжают попадать в Россию. Сложности с поставками этих товаров из Китая заставляют российские компании искать лазейки, чтобы обойти ограничения. В таких условиях возникает потребность в более строгом контроле и внесении дополнительных законов для борьбы с ложным транзитом.
«На данный момент в Госдуме уже предложены меры для борьбы с нелегальным ввозом товаров. Одной из ключевых инициатив является внедрение системы прослеживания, которая позволит контролировать перемещение товаров, заявленных как транзитные. Эта система должна помочь выявлять случаи, когда товары остаются в России для внутреннего потребления. Технически это может быть реализовано через маркировку товаров, которая позволит отслеживать их движение от границы до конечного потребителя», — поделился Арефьев.
Эксперт спрогнозировал, что такая система может существенно повысить доходы бюджета. В 2025 году дополнительные поступления от внедрения системы прослеживаемости составят около 150 млрд рублей. В 2026 году эта сумма вырастет до 162,3 млрд, а к 2027 году – до 174,7 млрд рублей.