Ужесточение наказания за нарушение правил должно сократить аварийность на железнодорожных переездах. Однако среди ведомств и компаний нет единого мнения, кто должен этим заниматься.
За прошедшие девять месяцев в России произошло 163 ДТП на железнодорожных переездах. Это на 16,5% меньше прошлогоднего показателя, что говорит о позитивной тенденции. Однако в «РЖД Партнере» пишут, что назвать эту ситуацию благополучной пока нельзя.
В Минтрансе и РЖД заинтересованы в заметном сокращении статистики по авариям на железнодорожных переездах. Порядка 80% всех инцидентов связаны с нарушением элементарных правил дорожного движения — выезды на запрещающий сигнал светофора, объезд шлагбаума и пр. Повлиять на ситуацию может ужесточение наказания за подобные нарушения.
«Мы, и нас поддержала Генпрокуратура, работает над тем, чтобы независимо от наступления тяжкого последствия при столкновении с железнодорожным составом наступала уголовная ответственность», — рассказывает замдиректора департамента госполитики в области ж/д транспорта Минтранса РФ Константин Григорьев.
Также намереваются увеличить размер штрафов. Например, за выезд на переезд в нарушение правил водитель должен выплатить не установленные сейчас законом 5 тысяч рублей, а около 25 тысяч. Кроме того, его должны лишить прав на один год, по словам Григорьева.
Для фиксации всех этих нарушений также необходимо специальное оборудование. Это обязанность собственника инфраструктуры, то есть «Российских железных дорог».
Позиция РЖД в этом вопросе также известна. Замгендиректора компании, начальник департамента безопасности движения Шкет Шайдуллин отмечает, что ответственным лицом в этом вопросе является МВД.
«Все-таки есть требование федеральных законов, решения правительства, и есть ответственное лицо, которое формирует безопасность движения — этом МВД», — подчеркнул Шайдуллин.
К слову, в 2024 году не произошло ни одного случая, когда в результате ДТП были предъявлены претензии к техническому обустройство железнодорожных переездов или действиям персонала РЖД. Скорее причиной становилось нарушение правил дорожного движения. Значит, что вопрос с контролем снова адресуется в центры ответственности, которые сформированы на муниципальном или региональном уровне.