Новый год может принести россиянам трезвость – бюджетный алкоголь останется в 2024-м. Повышение цен коснется всех видов спиртного. Насколько вырастет стоимость и к чему это может привести, АБН24 рассказал руководитель общественной организации «Клуб профессионалов алкогольного рынка», доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Максим Черниговский.
После праздников россиянам придется привыкать к новой реальности – повышение цен, хоть и в разной степени, затронет все виды спиртного. По мнению Максима Черниговского, основной причиной подорожания станет увеличение акцизных ставок. Для алкогольной продукции крепостью свыше 18 градусов, например, в 2025 году акциз составит 740 руб. за 1 литр безводного этилового спирта.
Помимо этого, увеличиваются затраты на производство: сырье, логистика, комплектующие стали дороже. На конечной стоимости отразятся и колебания валютного курса. Наименее критичным для потребителей, по мнению эксперта, станет рост цен на крепкий алкоголь – он ожидается в пределах 5-7%, несмотря на планируемое повышение минимальных розничных цен.
«Повышение минимальной розничной цены не означает автоматического увеличения розничных цен на крепкий алкоголь в той же пропорции. Многие производители и так реализуют продукцию по ценам выше минимальных. Поэтому ожидаемый рост цен в сегменте крепкого алкоголя будет более сдержанным и обусловлен главным образом общим увеличением производственных расходов и налоговой нагрузки», – отметил Максим Черниговский.
По прогнозам эксперта, значительнее всего в стоимости вырастут вина – на 10-15% увеличится как отечественная, так и импортная продукция. Чуть меньше подорожают слабоалкогольные напитки – на 8-10%, и пиво – на 8–10%. Бесследно ценовые изменения не пройдут – негативные последствия могут возникнуть как для всего алкогольного рынка, так и для самих потребителей.
«Повышение цен может привести к сокращению потребления легальной алкогольной продукции и стимулировать спрос на нелегальный алкоголь, что несет риски для здоровья населения и потери для бюджета. Кроме того, потребители могут перейти на более доступные категории алкоголя или снизить общий уровень потребления, что отразится на структуре рынка», – отметил эксперт.
До конца года никаких потрясений на рынке не произойдет – напитки к новогоднему столу для россиян останутся на текущем ценовом уровне. Возможны даже приятные акционные предложения: в горячий сезон ритейлеры традиционно будут стараться реализовать больше продукции.