В Петербурге прошел круглый стол, посвященный наследию одного из главных архитекторов города — Франческо Растрелли. Дискуссию приурочили к 253-летию великого зодчего, а одной из центральных ее тем стала возможность воплощения нереализованного проекта мастера — колокольни Смольного собора.
Участие в круглом столе «Зодчий от Бога. Храмы Растрелли в Петербурге» приняли представители архитектурного сообщества и эксперты градозащитной сферы. Событие состоялось в Доме журналиста 25 апреля при содействии Союза архитекторов Санкт-Петербурга и Архитектурной мастерской Мамошина.
Всего на круглом столе со своими докладами выступили шесть специалистов. Остальные эксперты приняли участие в дискуссиях.
Встречу открыли показом ролика, повествующего о роли Растрелли в формировании облика Петербурга. Итальянский зодчий действительно внес немалый вклад в образ имперской столицы. Именно благодаря ему Петербург обрел свои главные архитектурные сокровища — по проектам Растрелли были построены Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе, дворцы Строганова и Воронцова, а также ансамбль Смольного монастыря.
«У этого города есть определенный феномен. Вообще русская культура отличается от мировой своими темпами, условными этапами и результатами развития. Это касается и культуры Петербурга. Достаточно сказать, что за 300 лет Россия сделала то, что европейские страны делали тысячи лет. Петербург я бы назвал самым европейским городом. Это удивительный сплав русской чувственности, ментальности и духовности», — сказал во вступительном слове президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов, заслуженный архитектор РФ Владимир Григорьев.
Большинство выступлений круглого стола было посвящено Смольному монастырю. Центральной темой стало воссоздание его колокольни по проекту Растрелли. Звонница, которая, по замыслу зодчего, должна была стать самой высокой в мире, так и не была возведена полностью, а уже построенное было разобрано.
Как отметил в своем докладе заведующий кафедройСПбГАСУ Сергей Семенцов, созданный зодчим Смольный монастырь стал не только важным архитектурным ансамблем, но и сакральным местом города. Член экспертного совета по сохранению исторического наследия Дмитрий Шатилов обозначил терминологические дискуссии, которые сегодня сопутствуют идее возрождения колокольни. А доцент кафедры средового дизайна Академии Штиглица Кирилл Яковлев рассказал, с какими трудностями пришлось столкнуться при создании уменьшенной копии макета Смольного монастыря.
Специалисты начали детально изучать проект звонницы еще в 2010 году, отметил в своем выступлении вице-президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов Михаил Мамошин. Раскопки на месте, где должна была вырасти колокольня, показали, что уже был заложен фундамент, и построен первый ярус высотой с келейные корпуса.
Если идею Растрелли удастся воплотить, звонница поднимется ввысь на 174,5 метра, таким образом став самой высокой в мире. Расчет специалисты выполнили по оригинальному деревянному макету, хранящемуся в Академии художеств.
При этом воссоздать колокольню на историческом месте едва ли удастся, подчеркнул Михаил Мамошин. Дело в том, что поблизости находятся памятники федерального значения, и любые работы внутри него могут причинить ему вред. Поэтому единственный вариант — перенос звонницы в другое место — площадь Растрелли или створ Орловской улицы и набережной Невы.
По итогам круглого стола прошла дискуссия, посвященная воссозданию колокольни Смольного монастыря. На все вопросы участников обсуждения отметила модератор встречи и секретарь попечительского совета Фонда содействию объектов истории и культуры Анна Хмелева.
По словам эксперта, существование проекта звонницы Смольного монастыря и ее строительство до второго яруса — доказанный исторический факт. Более того, автор не отказывался от замысла. Анна Хмелева напомнила, что Франческо Растрелли был вынужден покинуть Россию в 1764 году, а строительство колокольни по его замыслу шло до 1767-го. Более, чем 50 лет спустя, возведенный ярус разобрали.