Ушла эпоха: Смольный сменил куратора «мусорной реформы». Валерий Пикалёв возглавил ФТС России

Ушла эпоха: Смольный сменил куратора «мусорной реформы». Валерий Пикалёв возглавил ФТС России

Фото: Telegram-канал правительства России

Петербургский политический олимп лишился знаковой фигуры. Пост вице-губернатора – руководителя администрации губернатора Санкт-Петербурга оставил Валерий Пикалёв. Распоряжением премьера России Михаила Мишустина он назначен главой Федеральной таможенной службы России. В Смольный Валерий Пикалёв перешел с должности заместителя председателя правительства Ленинградской области, где курировал вопросы безопасности, надзора и экологии. В Петербурге старт институту регионального оператора тоже дал Валерий Пикалёв.

Валерий Иванович Пикалёв родился 2 сентября 1968 года в Калининской области (ныне – Тверская). Присягу принес в 1986 году, проходя службу в Вооруженных силах СССР/РФ. В 2002 году закончил Санкт-Петербургский университет МВД России. Возглавлял Управление «В» Службы безопасности президента РФ ФСО России, отвечающее за охрану резиденции Владимира Путина на Валдае. Там же близко познакомился с главой государства. Далее работал на различных должностях в системе органов исполнительной государственной власти. До 2018 года был помощником полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.

С 2018 по 2019 годы работал в Ленинградской области в должности зампреда регионального правительства. Курировал вопросы правопорядка и безопасности, экологического и жилищного надзора, физической культуры и спорта. Особняком – Управление Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами (ныне уже комитет). Структура была новой, правила реформы, призванной решить проблемы мусорной отрасли, обеспечить контроль за потоками бытового мусора и его грамотную утилизацию, тоже.

По словам бывших коллег к новому для себя, региона, да вообще-то и для всей страны в целом, делу, подходил скрупулезно, вникал в детали. Вопросов было много: непринятие новой структуры – регоператора – муниципальными властями, несовершенство «молодого» законодательства (и до сих пор не все аспекты деятельности по обращению с отходами урегулированы должным образом), опасения сложившегося рынка, не желавшего перемен.

В числе основных задач ставил сохранение бизнеса текущих перевозчиков, создание единого стандарта контейнерных площадок и их строительство. Проверочные, в том числе ночные, рейды и контрольно-надзорные мероприятия в отношении нелегальных мусорщиков при Валерии Пикалёве стали обычной практикой Госэконадзора Ленобласти.

Для подчиненных был разным – если чувствовал ложь, становился строгим и даже резким, тех, кому удавалось завоевать доверие, называл своими друзьями. Зарвавшихся останавливал фразой — «прежде, чем начать командовать, научись подчиняться».

В «мусорную реформу» Ленобласть «въехала» поэтапно – так меньше рисков вызвать социальное недовольство: сначала Приозерский район, потом Лужский, Выборгский, Всеволожский и уже остальные. На своем последнем докладе губернатору Ленинградской области Валерий Пикалёв доложил о результатах: в 2019 году рынок покинули только треть компаний-перевозчиков, остальные (105 предприятий) работали. На линию выводились 609 мусоровозов, все оборудованы системой слежения.

Фото: reo.ru

Сейчас, в 2024 году, по данным АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (регоператор), в регионе работает порядка 280 мусоровозов. Рынок перевозок на 95 процентов контролируют аффилированные ООО «Спецтранс 47» и АО «Автопарк № 6 Спецтранс». Их работой довольны не очень, но повлиять на ситуацию никто не может. Руководство обеими компаниями сосредоточено в одних руках, поэтому не понятно, кто у кого больше «на крючке» – перевозчики у регоператора или совсем наоборот.

В декабре 2019 года Валерий Пикалёв заступил на должность вице-губернатора Санкт-Петербурга – главы администрации губернатора Санкт-Петербурга. В зону его ответственности вошли непосредственно структуры администрации, а также комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, комитет информатизации и связи и комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики. В 2021 году два последних органа власти были выведены из подчинения Валерия Пикалёва, но под его управление перешли комитет имущественных отношений и комитет по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности.

Решение по передаче под контроль Валерия Пикалёва «мусорой проблематики» стало не случайным. Петербург только готовился к переходу на новые правила вывоза бытового мусора, а вице-губернатор Пикалёв уже имел необходимые компетенции и опыт. К тому же заняться обращением с отходами должна была вновь созданная структура – Невский экологический оператор. Решению предшествовало соответствующее поручение Президента России Владимира Путина. По замыслу создателей в конечном итоге НЭО должен был объединить под своим управлением потоки бытовых отходов не только Санкт-Петербурга, но и Ленинградской области, а также построить новую инфраструктуру по сортировке, переработке и захоронению мусора.

«Мы все сделаем по закону», — говорил тогда своим подчиненным Валерий Пикалёв. В задачи ставил: сохранение статус-кво на рынке транспортирования отходов, поиск подходящих локаций для строительства новых инфраструктурных объектов (с минимальными рисками негативного воздействия на окружающую среду), масштабирование программы раздельного накопления отходов в мегаполисе, сдержанный рост тарифа, предлагал – не более 15 процентов. Принял на себя обязательства по прекращению поступления твердых бытовых отходов на завод МПБО-2 в Янино (объект был в критическом состоянии, на производственной площадке скопилась гниющая гора мусора, средств на вывоз которой тогда у предприятия не было, а жители Всеволожского района Ленобласти буквально задыхались от опасного соседства).

Получилось не все: рыночные механизмы превалируют над государственной задачей. С приходом Невского экологического оператора многие транспортные компании, занимавшиеся вывозом мусора в Петербурге, потеряли работу. Не договорившись с НЭО о продаже контрольного пакета акций, со скандалом покинул север города один из мастодонтов – «Автопарк № 6 Спецтранс», а «мусорный коллапс» в Петербурге в январе-феврале 2022 года вошел в интернет-мемы и вдохновил музыкантов на своеобразное творчество.

Ответственность принял на себя Валерий Пикалёв. Лично инспектировал контейнерные площадки, задействовал коллег из правительства, обеспечил в помощь Невскому экологическому оператору дополнительную спецтехнику и рабочую силу. Справились.

Новые вызовы 2022 года потребовали личного участия в зоне специальной военной операции. Валерий Пикалёв лично курировал восстановление Мариуполя. Там, по словам коллег из Смольного, тоже сделал немало. Теперь новые задачи – контроль и надзор в области таможенного дела.

Редакция АБН 24 искренне желает Валерию Ивановичу успехов на новом посту, здоровья и благополучия.

21 мая 10:21

Нехватка причал и глубины Невы: водный транспорт Петербурга столкнулся в кризисе

Порт

20 мая 20:50

Ледовая арена будет построена в Выборгском районе Санкт-Петербурга

Недвижимость

20 мая 20:45

Консультативно-диагностический центр для детей отремонтируют за 39,7 млн рублей

Новости компаний

20 мая 19:17

К историческому зданию с отелем в Петербурге пристроят спорткомплекс

Недвижимость

20 мая 19:03

Продажи произведенных в Петербурге XCITE X-Cross 7 начнутся с 27 мая 2024 года

Новости компаний

20 мая 18:22

Кредитная линия Сберба обеспечит «Полис» землей для масштабного жилого комплекса

Недвижимость

20 мая 18:00

Новый апарт-отель на 13,4 тысяч квадратов жилого фонда откроют в Петербурге

Недвижимость

20 мая 17:12

Комитет по транспорту представил на конференции во Владивостоке опыт Петербурга в обеспечении транспортной безопасности

Петербург

Показать ещё