Финансовые санкции зачастую являются одними из наиболее тяжелых для национальных экономик, поскольку дестабилизация валюты ведет к удорожанию импорта. Однако ценные бумаги в РФ находятся в безопасности, заявил экономист Александр Разуваев в беседе с журналистом АБН24.
США 12 июня объявили о внесении изменений в ограничительные списки, внеся в них порядка 300 компаний и физических лиц. Среди попавших под санкции оказались Московская биржа, а также связанные с ней Национальный клиринговый центр (НКЦ) и Национальный расчетный депозитарий (НРД). В ответ российская биржа заявила о приостановке торгов долларами и евро, а также инструментами с расчетами в этих валютах.
Под санкции также попали российские производственные предприятия, СПГ-проекты, иностранные компании и граждане. Доступ к западному программному обеспечению также станет сложнее. В то же время Россия по-прежнему остается одним из крупнейших поставщиков ресурсов на международные рынки.
«К этому мы привыкли, у нас есть все таки покупатели – Китай, Индия, Турция. Это мы переживем, а вот финансовые санкции – самые жесткие», — подчеркнул эксперт.
Московскую биржу и связанные с ней компании фактически отрезают от международной долларовой системы и блокируют работу цепочек, в которых участвует хотя бы один резидент США. Включение в SDN-лист стало серьезным ударом по финансовому сектору, хотя и не стало неожиданностью. Еще в 2022 году НКЦ рассылал участникам торгов регламент работы при ограничениях на торговлю иностранными валютами, а ЦБ разработал альтернативный способ определения официальных курсов валют на случай введения санкций.
«В перспективе можно ожидать удорожания импорта. Компании экспортеры и импортеры будут испытывать сложности. Если импорт сильно сократится, то рубль вырастет. Как следствие возможна инфляция», — подытожил Разуваев.
Эксперт отметил, что угрозы для ликвидности ценных бумаг российских эмитентов отсутствуют, поскольку они уже находятся в российском контуре. Однако дестабилизация валютного рынка приведет к долгосрочному удорожанию внешней торговли, что, в свою очередь, ускорит инфляцию. Подобная ситуация скажется как на производителях, так и на потребителях.