В Липецкой области реконструирован первый участок трамвайных путей по Федеральной программе комплексного развития городского электротранспорта. Подобные проекты, финансируемые из госказны, запущены еще в нескольких регионах России.
Первый трамвай по первому реконструируемому участку путей в Липецке уже запущен и курсирует по укороченному маршруту №2 — от остановки «Полиграфический комплекс» до остановки «Памятник Танкистам», рассказывают в пресс-службе Минтранса России.
Что такое Федеральная программа комплексного развития городского электротранспорта?
Федеральная программа комплексного развития городского электротранспорта, запущенная правительством РФ и Министерством транспорта в 2023 году, подразумевает строительство и реконструкцию 620 км трамвайных путей, 11 депо и 97 тяговых подстанций, поставку 646 трамвайных вагонов, не менее 284 электробусов, установку не менее 100 зарядных станций до 2028 года в 10 регионах России. Речь о Липецкой, Ярославской, Нижегородской, Курской, Саратовской, Волгоградской, Ростовской областях, а также Краснодарском, Красноярском и Пермском краях.
Также в планах — создание специальной комплексной цифровой платформы по управлению общественным транспортом. Она нужна, чтобы планировать маршруты, мониторить пассажиропоток, осуществлять диспетчерское управление, информировать пассажиров и контролировать весь процесс перевозки. Для пассажиров будет разработано мобильное приложение, которое позволит спланировать маршрут, отследить движение нужного транспорта на карте в режиме онлайн, посмотреть время прибытия и оплатить проезд.
Также для удобства россиян появятся «умные» светофоры — благодаря им дорожное движение и пассажиропоток будут более оптимизированными.
Что уже сделано в Липецке?
Если говорить про Липецкую область, то здесь работы должны закончить до 2025 года. Работы включают в себя реконструкцию 40,8 км путей, строительство 5,2 км новых линий, а также модернизацию депо. К концу мая 2024 года уже демонтировано в общей сложности более 21 км путей, уложено 13,7 км.
В Липецк доставлены 46 современных низкопольных трамваев отечественного производства Усть-Катавского вагоностроительного завода, это предусмотрено концессионным соглашением с ВЭБ.РФ.
Низкопольный трамвай отличается от классического тем, что пол первого находится на одном уровне с платформой на остановке или тротуаром, что позволяет создать безбарьерную среду. Низкопольные трамваи будут удобными для инвалидов, пожилых, родителей с колясками и людей с ограниченными возможностями.
Новые трамваи в Липецкой области оборудованы интеллектуальной системой контроля за состоянием водителя, системой видеонаблюдения, климат-контролем, медиапанелями, валидаторами для безналичной оплаты и USB-разъемами для зарядки гаджетов.
Сколько стоит проект?
Общая стоимость проекта во всех десяти регионах — более 250 млрд рублей, 86,5 млрд рублей из которых – средства федерального бюджета. Субсидирование осуществляется в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы», куда входит финансирование дорожной инфраструктуры, например, в Северной Осетии и другие автодороги федерального значения.
Еще проект финансируется из региональных бюджетов, частных инвестиций и кредитов ВЭБ.РФ. Последняя корпорация финансирует проект в формате концессии.
А что в других регионах?
Если говорить о других регионах, то в рамках программы комплексного развития городского электротранспорта в Волгоградской области модернизируют метротрам — трамвай, путь которого в некоторых местах города проходит по землей. Его ремонтируют комплексно впервые с открытия первой очереди — с 1984 года. А в Курске весной этого года запущено движение трамваев маршрута №1.
Контролирует качество выполняемых работ ФАУ «РОСДОРНИИ».
Модернизация трамваев в регионах важна, потому что это — один из наиболее эффективных способов сберечь экологию. Электротранспорт снижает негативное воздействие на окружающую среду и уровень транспортного шума.