В последнее время россияне все чаще сталкиваются с повышением цен на бензин, и прогнозы на будущее остаются тревожными. Эксперты предупреждают о возможном росте стоимости топлива до 80 рублей за литр. Почему это происходит и каковы перспективы дальнейшего развития ситуации на топливном рынке страны специально для АБН24 рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
В начале года был введен налоговый маневр, заменяющий экспортную пошлину на налог на добычу полезных ископаемых, чтобы уменьшить зависимость цен на нефть от мировых колебаний и удерживать их на уровне, соответствующем инфляции. Некоторые эксперты полагают, что отмена демпфера может понадобиться для увеличения бюджетных доходов.
«Налоговый маневр никто сейчас не меняет и разговоров таких особо нет. Есть отдельная критика налогового маневра, она часто объективна и конструктивна, действительно такое обсуждается, но не на уровне государства. Критика налогового маневра в основном остается на уровне экспертных обсуждений, но правительство ничего менять не собирается», — заверил эксперт Финансового университета.
Есть мнение, что возврат к старой системе с экспортной пошлиной обеспечил бы более низкие цены на внутреннем рынке. В таком случае нефтепродукты, произведенные из более дешевой нефти, были бы дешевле.
Отмена демпфирующего механизма, без возврата экспортной пошлины, приведет к тому, что цены на внутреннем рынке сравняются с мировыми, что может спровоцировать резкое повышение стоимости топлива до 80 или даже 100 рублей за литр.
«Если мы говорим о том, что цена по каким-то причинам резко уйдет выше, то это спад экономической активности, потому что цены на топливо заложены будут во все конечные продукты, соответственно, когда все дорожает, это меньше берут. Поэтому, конечно, и на потребительскую активность, и на реальный сектор экономики это повлияет. И будет разгонять инфляцию к тому же», — пояснил Юшков.
По словам эксперта, в целом, экономические параметры бюджета выполняются. Какой-то экстренной необходимости отказываться от выплат в адрес нефтяных компаний, чтобы они подняли цены на внутреннем рынке, тоже нет. И государство тоже понимает, что это будет колоссальное социальное напряжение, протестные настроения. Поэтому нет каких- то серьезных оснований для того, чтобы отменить выплату по демпферу и при этом не вернуть систему экспортной пошлины, которая гарантировала низкие цены на внутреннем рынке.
Правительство осознает риски, связанные с отменой демпфера, и в настоящее время не рассматривает такую возможность. Механизм позволяет нефтяным компаниям компенсировать разницу между внутренними и мировыми ценами, предотвращая рост цен на топливо внутри страны. Поэтому вероятность отмены демпфера и, как следствие, повышения цен на бензин, остается крайне низкой.