РЖД уже подписали подписали контракт с «Уральскими локомотивами» на 12 миллиардов рублей на изготовление, сертификацию и поставку первых двух высокоскоростных электропоездов для ВСМ Москва – Санкт-Петербург.
Изначально претендентами на строительство ВСМ были китайцы (China Railway Eryuan Engineering Group), немцы (Siemens) и французы (Alstom). В 2015 году тендер выиграл консорциум проектных компаний во главе с «Мосгипротранс» при участии ОАО «Нижегородметропроект» и китайской компании China Railway Eryuan Engineering Group. Тогда планировалось, что трасса первой высокоскоростной магистралью (ВСМ) в России станет «Москва — Казань» и она же будет частью трансевразийского скоростного железнодорожного коридора «Пекин — Европа».
А потом все резко изменилось — поменялись и взаимоотношения с некоторыми странами и внутренняя политика государства. Да и первой скоростной магистралью станет не «Москва- Казань», а «Москва — Санкт-Петербург». В итоге разработкой поездов для ВСМ занимаются Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта (совместное предприятие РЖД и АО «Синара» — Транспортные машины), машиностроительные предприятия, научные и инженерные учреждения.
В апреле 2024 года был заключен договор ОАО «РЖД» и предприятия «Уральские локомотивы» (входит в «Группу Синара») в Верхней Пышме на производство первых двух вагонов для ВСМ. Стоимость контракта — 12 миллиардов рублей. Сборка составов должна начаться в 2026 году, а первый поезд компания планирует получить в 2027 году. Общий срок — до марта 2028 года, к этому времени составы должны быть готовы к эксплуатации.
Какие будут поезда?
Электропоезда будут состоять из 8 вагонов и разработаны для эксплуатации на скорости 360 км/ч, но имеют потенциал для разгона до 400 км/ч. Как сообщает «РЖД — Партнер», в поездах предусмотрены различные классы обслуживания: первый класс, бизнес-класс, комфорт-класс и стандарт-класс.
Первый вагон будет отведен под первый класс (15 мест), переговорную (4 места) и купе-сьют (2 места). Второй вагон будет бизнес-класса (68 мест). Третий, шестой, седьмой и восьмой вагоны будут комфорт-класса (50, 60, 72 и 48 мест, соответственно). В одном из вагонов комфорт-класса будет предусмотрена игровая комната для детей.
Четвертый и пятый вагоны будут стандарт-класса (83 и 52 места соответственно).
Всего в поезд поместится 454 человека.
Краткая история ВСМ
Ранее для строительства ВСМ президент России Владимир Путин поручил в 2025 году выделить из Фонда национального благосостояния деньги для предоставления кредитов на строительство объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для реализации этого проекта, в размере не менее 300 миллиардов рублей по ставке не более 1 процента годовых с капитализацией процентов в первые 10 лет.
В 2024–2028 годах президент поручил выделить капитальный грант за счет средств федерального бюджета на выкуп земельных участков для строительства объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для реализации этого проекта, в размере 28,5 млрд. рублей.
Софинансирование проекта будет также за счет средств Москвы – не менее 150 млрд. рублей, г. Санкт-Петербурга – не менее 30 млрд. рублей, Московской области – не менее 20 млрд. рублей, Ленинградской области – не менее 10 млрд. рублей, Новгородской области – не менее 6 млрд. рублей, Тверской области – не менее 5 млрд. рублей.
А из федерального бюджета будет субсидия в размере, необходимом для балансировки операционной модели этого проекта, но не более 299,4 млрд. рублей, на операционной стадии его реализации.
Ответственным Путин назначил Михаила Мишустина, председателя правительства России.
Справка: Для реализации проекта 12 января 2024 года в Москве была зарегистрирована компания ООО «ВСМ две столицы». Ее гендиректор — Олег Тони, учредители компании — Акционерное общество «УК Всм Две Столицы». Уставной капитал — 10 миллионов рублей.