Законодателям нужно предусмотреть все особенности нового вида железнодорожного сообщения уже на этапе проектирования и строительства.
Правительство России внесло в Госдуму законопроект о внесении изменений в федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации«, который закладывает законодательную основу функционирования высокоскоростной магистрали (ВСМ).
Проект, одобренный правительством 11 июля, призван создать условия для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами. Он разработан в рамках федерального проекта «Высокоскоростное железнодорожное сообщение».
Законопроект четко определяет, что считается высокоскоростным поездом: это подвижной состав, предназначенный для перевозки пассажиров, багажа и почты со скоростью более 200 км/ч. Эта цифра была взята из правовой базы Евразийского экономического союза, поясняет управляющий партнер, сооснователь ROLLINGSTOCK Agency Александр Поликарпов.
«В нормативной базе ЕАЭС, в рамках ТР ТС 002/2011 «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта», ещё в 2011 году было заложено, что высокоскоростным подвижным составом является железнодорожная техника со скоростью более 200 км/ч», — говорит Поликарпов.
Еще одно важное нововведение – это выделение железнодорожных путей общего пользования для высокоскоростных поездов как зон повышенной опасности. Их ограждение будет осуществляться за счет средств владельцев инфраструктуры.
Поправки в закон должны вступить в силу 1 марта 2025 года. До этого момента, к 1 декабря 2024 года, Минтрансу необходимо разработать ряд нормативных актов, в том числе изменения в правила перевозки пассажиров и багажа, а также правила эксплуатации высокоскоростных магистралей.
Таким образом, Россия активно готовится к переходу на высокоскоростные железные дороги, что, по мнению генерального директора РЖД Олега Белозерова, требует соответствующей правовой базы.
По словам Белозерова, разработка нормативно-правовой базы для регулирования нового вида железнодорожного сообщения – это длительный процесс. Необходимо предусмотреть все регуляторные особенности уже на этапе проектирования и строительства ВСМ, чтобы избежать необходимости модернизации инфраструктуры или отдельных ее элементов в будущем.