Сейчас в России и Китае разная ширина колеи, что затрудняет пассажирские и грузоперевозки.
Забайкальская железная дорога (ЗабЖД) ведет переговоры с китайской стороной о строительстве участка ж/д путей российского стандарта от пункта пропуска «Забайкальск» до города Маньчжурия в Китае.
Это позволит не только ускорить поток туристов в обе стороны, но и повысит комфорт и безопасность перевозок, сообщил заместитель начальника ЗабЖД по взаимодействию с органами власти Анатолий Мишин на профильной панельной сессии в рамках Забайкальского внешнеэкономического форума «Новые горизонты».
В настоящее время движение пассажирских поездов через «Забайкальск» после пандемии не возобновлено из-за длительного простоя вагонов, вызванного необходимостью смены колесных пар. Дело в том, что в России и Китае разная ширина колеи: 1 520 миллиметров и 1 435 миллиметров, соответственно.
«Для улучшения комфорта, повышения качества услуг, безопасности пассажиров, сокращения времени в пути, увеличения туризма между странами предлагаю проект перевозки туристических групп между Россией и Китаем пассажирскими поездами колеи 1 520 мм. […] Для реализации проекта необходимо строительство железнодорожного пути колеи 1 520 от станции «Забайкальск» до города Маньчжурии. Учитывая, что возле вокзала Забайкальск данный путь уже есть, то необходимо его продлить до города Маньчжурии«, — пояснил Мишин.
По словам представителя ЗабЖД, разрабатываются два варианта строительства: до аэропорта Маньчжурии или до самого города. Стоимость проекта оценивается в 500 млн рублей. Расстояние между городом и станцией будет 6 или 10 километров — это мало.
Андрей Кириллов, руководитель представительства ТАСС в КНР, прогнозирует восстановление турпотока из Поднебесной в Россию до доковидных показателей уже через 1,5-2 года. Он подчеркивает, что с российской стороны нужно подготовиться к этому наплыву туристов, так как китайцы привыкли к высокому уровню сервиса в сфере туризма. До пандемии в Россию приезжало 1-1,5 миллиона туристов из Китая. Это гораздо меньше, чем поток путешественников из КНР в туристические страны Европы.
Русская колея шириной 1520 миллиметров — вторая по суммарной длине проложенных путей в мире. Это — непрерывная система, которая охватывает страны бывшего СССР и часть Афганистана. Также ширина колеи 1520 или 1524 (в таком случае ж/д сообщение осуществляется без проблем) есть в Финляндии. Отдельные линии такой ширины можно обнаружить в Болгарии, Венгрии, Германии, КНДР, Польше, Румынии, Словакии, США, Швеции, Сирии, Французской Гвиане, а также на некоторых переходах в Китае.
Соответственно, когда колея одинаковой ширины, процесс перевозки грузов или людей ускоряется, потому что не нужно останавливаться и перегружать вагоны.
Что касается погранперехода Забайкальск — Маньчжурия, то в 2023 году на этот пункт пропуска пришлось 7% от всех перевозок РЖД. Это 550 тысяч контейнеров в обе стороны, что на 15% больше, чем в 2022 году. Но тогда для освоения дополнительных объемов грузооборота на станцию Забайкальск были направлены 5 маневровых тепловозов серии ТЭМ18ДМ, адаптированных под колею 1435 миллиметров.
Это — крупнейший железнодорожный пункт пропуска в стране. Его пропускная способность составляет 52 железнодорожных состава в сутки. Из них 32 состава идут по колее 1520 мм, а 20 составов — по колее 1435 мм.
Напомним, что в 2019 году Сахалин полностью перевели на российский стандарт колеи. Раньше там была японская узкоколейка (1067 миллиметров), и это тормозило развитие Сахалина, потому что поезда с материка, приходящие на остров паромами, нужно было «переобувать» на местную колею. Эти работы стоили времени и довольно больших финансовых затрат.