Высокие риски: почему российская экономика не может идти по пути «чеболизации»

Высокие риски: почему российская экономика не может идти по пути «чеболизации»

Фото: ededchechine © freepik.com

Россия вряд ли проходит этап «чеболизации» экономики. Термин «чеболь» не настолько применим к отечественным компаниям. Об этом в беседе с АБН24 рассказал доцент кафедры экономической политики и экономических измерений ГУУ Максим Чирков. 

По словам спикера, «чеболь» в Южной Корее — это крупные конгломераты, которые сосредоточивают в себе бизнес из разных отраслей. В России эти тенденции есть, но понятно, что бизнес гораздо диверсифицирован по собственникам. 

«Можно сказать, что в Корее топ-10 компаний, которые на себе концентрируют основу производства ВВП в стране. В РФ все-таки количество подобных крупных компаний и собственников гораздо больше, кроме того, российская практика отличается сильной ролью государства. Это коренное отличие от термина «чеболизация». В рамках существования «чеболей» предполагаются частные собственники, влиятельные семьи, в РФ роль государства сильна и основным собственником в российской экономике является государство. У нас лидирующие банки, газовый монополист, железные дороги – государственные», — обратил внимание Чирков.

Специалист отметил, что сравнение российской экономики с южнокорейской, где и формировались «чеболи», сильно преувеличено. 

«Мне кажется, что бизнес в РФ не настолько сильно влияет на государство, как это мы видели на практике некоторых восточных стран. России повторять опыт Южной Кореи и в чем-то Японии, не нужно. Понятно, что сегодняшняя структура российской экономики и ее трансформация отвечает целям и задачам развития, делая ее одной из лидирующих в мире по темпам экономического роста. Экономика РФ удерживает четвертое место в мире по ВВП. Поэтому не думаю, что практика так называемых «чеболей» может быть востребованной в России», — сказал он.

Чирков добавил, что риски такой модели очевидны – они порождают перекосы в экономике. Равномерное распределение структур в собственности в экономике России было бы более правильным. 

«Кроме того, в Южной Корее из-за существования такого явления, как «чеболь» отмечается повышенный уровень коррупции. Конечно, когда есть крупный бизнес, который может влиять на властные структуры – это негативно для развития государства», — заключил эксперт.

Ранее сообщалось о том, что как законопроект о майнинге изменит российский бизнес.