На М-11 в Тверской области и М-12 в Чувашии открылись новые многофункциональные зоны дорожного сервиса.
На скоростном автомобильном маршруте между Санкт-Петербургом и Казанью заработали две новые многофункциональные зоны дорожного сервиса (МФЗ): на 75-м километре трассы М-11 «Нева» в Московской области и на 620-м километре автодороги М-12 «Восток» в Чувашской Республике, сообщает пресс-служба «Автодора».
С открытием Северного обхода Твери на трассе М-11 «Нева» появился маршрут протяженностью более 1,5 тыс. км без светофоров, перекрестков и наземных пешеходных переходов. Сейчас на всем маршруте работают 30 МФЗ, а до конца года планируется открыть еще 10 зон отдыха.
Новые МФЗ предлагают автомобилистам не только заправки, но и разнообразные услуги — этим они и отличаются от обычных заправок — точки питания, магазины, спортивные и детские площадки, места для выгула домашних животных. В планах — устройство комнаты матери и ребенка, аптеки, прачечной и душевых. Одна из зон будет с двухуровневой летней террасой под навесом.
Первая такая зона сети «Транспарк» открылась в 2015 году на 1145-м километре автомобильной дороги М-4 «Дон» в Краснодарском крае. Ее открыли государственная компания «Автодор» и ООО «МАК–Лоджистик». Ее территория составляет восемь гектар и включает в себя: отель, автозаправочный комплекс, станцию технического обслуживания и мойку для грузовых и легковых автомобилей, стоянку для легковых автомобилей (200 машиномест) и стоянку грузового транспорта (50 машиномест). На МФЗ представлено несколько форматов общественного питания: кафе, бар, ресторан, фастфуд, ресторанный двор рассчитан на 500 человек.
Предусмотрены туалеты, комната матери и ребенка, душевые комнаты, прачечная самообслуживания, парикмахерская, спортивная площадка, зона отдыха для детей и бесплатный Wi-Fi.
Также там есть казачий хутор и крытый рынок сельскохозяйственной продукции региона.
Правда, отзывы конкретно на эту зону у водителей и путешественников довольно разные (редакция взяла первые попавшиеся отзывы, которые выдает поисковик, не выделяя специально положительные или отрицательные).
По отзыву на втором скрине видно, что дорога людей устраивает, а инфраструктура — нет. Но тут нужно учитывать, что те, кто занимаются инфраструктурой и те, кто строят дорогу — разные компании.
ГК «Автодор», которая отвечает за строительство платных дорог, делает предложения, а дальше бизнес сам решает: приходить на ту или иную площадку, которую им предлагают или нет, рассказывает автоэксперт Александр Фролов. Например, так произошло с трассой М-11 «Нева», которая была открыта в 2018 году, а заправки на ней появились буквально к прошлому году — бизнес решил, что там не будет достаточного потока автомобилей. Кстати, по этой же причине на трассу не приходили сотовые операторы — они думали, что зона покрытия небольшая и клиентов не будет.
Что касается дорог, которые не находятся в зоне ответственности «Автодора» (который отвечает только за платные дороги), то здесь другая история. Федеральными трассами заведует ГК «Росавтодор», и в 2018 году она разработала проект ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению и обустройству многофункциональных зон дорожного сервиса». Это свод требований к придорожным зонам с АЗС, мотелями, кафе, автосервисами и кемпингами.
В ГОСТ регламентируются общие правила для размещения многофункциональных зон. На дорогах первой категории (минимум 4 полосы) АЗС с кафе должны располагаться каждые 60 км, а на остальных дорогах — не реже, чем через каждые 200 км.
В результате к 2025 году на федеральных дорогах появится более 20 МФЗ, а к 2030 — более 160.