В условиях нестабильной экономики и сложной геополитической ситуации обсуждают причины роста цен на топливо и перспективы восстановления авторынка. Хотя на первый взгляд может показаться, что небольшое оживление на рынке автомобилей способно повлиять на цены бензина, на самом деле картина гораздо сложнее. Какие факторы играют ключевую роль в этой динамике специально для АБН24 рассказал автоэксперт Дмитрий Попов.
В последнее время наблюдается незначительное улучшение на авторынке, что вызывает вопросы о его влиянии на цены топлива. Тем не менее, анализ показывает, что связь между этими явлениями далеко не очевидна.
«Рост цен на топливо не связан с небольшим подъемом на авторынке. Говорить о восстановлении авторынка можно будет только тогда, когда годовые объемы продаж составят 500-700 тыс. автомобилей. На данный момент, ситуация далека от этого. Сейчас мы пытаемся поддерживать авторынок за счет китайского автопрома и слабого производства отечественных автомобилей, что в реальности не является полноценным производством», — подчеркнул эксперт.
Основные факторы, влияющие на восстановление авторынка – это санкции, нестабильная экономика и высокая ставка рефинансирования, которая продолжает расти. Последняя подавляет инфляционные ожидания, но параллельно делает кредиты недоступными для большинства людей. Процентные ставки по кредитам могут достигать 22-25%, что делает покупку автомобиля в кредит практически невозможной для населения. В таких условиях говорить о будущем авторынка не приходится.
«Рынок восстановится, когда геополитическая ситуация станет более стабильной. Даже небольшие положительные изменения на авторынке не могут считаться восстановлением. Экономическая волатильность отбивает у людей желание приобретать автомобили, за исключением грузового транспорта, который пользуется спросом благодаря продолжающемуся строительству и экономическому росту в этой сфере», — поделился Попов.
Что касается влияния небольшого роста авторынка на цены на бензин, то оно незначительно, отметил автоэксперт. Цены на топливо зависят от множества факторов, включая сезонный спрос, связанный с сельскохозяйственными работами. К осени-зиме этот драйвер снижается, и на первый план выходят другие факторы. Небольшое увеличение числа автомобилей может иметь какое-то влияние, но оно не является значительным. На практике, задержки продаж бензина обычно связаны с попытками сгенерировать рост цен перед посевной или уборочной кампанией, а не с количеством автомобилей на рынке.
Текущий рост авторынка, отметил эксперт, по сравнению с 2022-2023 годами – это лишь относительное улучшение после санкционного удара, но до полноценного восстановления рынка еще далеко.