Газпром выстраивает пассажирский флот судов на СПГ для Петербурга в Татарстане

Газпром выстраивает пассажирский флот судов на СПГ для Петербурга в Татарстане

Фото: gov.spb.ru

Корпорация «Газпром СПГ Технологии» планирует построить для Петербурга 40 судов, работающих на сжиженном природном газе (СПГ), общей стоимостью около 6 миллиардов рублей.

Из них 10 теплоходов «Чайка» предназначены для путешествий по Большой Неве, а 30 судов «Фонтанка», вместимостью до 80 человек, будут работать на маршрутах малых рек и каналов города.

По словам генерального директора компании, Ивана Кожевникова, все суда будут собираться на Зеленодольском заводе имени Горького в Татарстане. Проект также включает в себя участие петербургской судостроительной компании «Техарсенал» и ПАО «Завод Нижегородский Теплоход».

Первый из судов, «Чайка», уже передан в лизинг компанией «Газпром СПГ Технологии» в октябре 2021 года и в настоящее время выполняет водные туристические маршруты в Петербурге. Это единственное пассажирское судно в России, работающее на СПГ, с вместимостью 170 человек и запасом хода до 400 км на одной заправке.

Примерная стоимость строительства одного теплохода «Чайка» составляет от 300 до 350 миллионов рублей, в то время как «Фонтанка» оценивается в 100 миллионов рублей. Иван Кожевников отметил, что предложенная стоимость является приемлемой благодаря программе субсидированного лизинга в ГТЛК.

ГТЛК уже имеет в портфеле 14 энергоэффективных судов, включая танкеры, пассажирские и грузопассажирские суда на СПГ. Общий объем инвестиций в новую программу оценивается в 34 миллиарда рублей. В своем отчете за прошлый год, компания также заявила о начале реализации инвестиционного проекта в водном транспорте с общими инвестициями в размере 231 миллиарда рублей на постройку 260 гражданских судов до конца 2028 года.

Также ООО «Газпром СПГ Технологии» планирует построить десять бункеровочных станций в городе. На данный момент работает одна станция, и еще две находятся на стадии проектирования.

Эксперты говорят о перспективах использования теплоходов типа «Чайка» с использованием СПГ в Крыму и других акваториях. Надежда Малышева из агентства PortNews отмечает, что судоходным компаниям важно понимать развитие инфраструктуры и стоимость топлива.

Генеральный директор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что десять станций будет достаточно для обслуживания 40 судов и поможет «Газпрому» увеличить потребление газа.

Однако остаются проблемы с импортозамещением двигателей для судов. Необходимо соблюдать сроки и договоренности для успешной реализации проекта.

В то же время на верфи в Ленобласти строят гибридные суда проекта «Москва 2.0». Эти суда будут использоваться для туристических маршрутов в Петербурге. Количество таких судов зависит от готовности города обеспечить зарядную инфраструктуру.

В 2022 году компания «Водоходъ» планировала запустить на маршруте Петербург — Петергоф пять электрокатамаранов Ecocruiser, но проект не удалось реализовать из-за технических сложностей при установке электрозаправок на причалах.

В рамках соглашения о сотрудничестве между Смольным и «Газпромом» в Петербурге было подписано несколько договоров. В декабре 2022 года ПАО «Газпром», Минпромторг РФ, правительство Петербурга и АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) подписали четырехстороннее соглашение о разработке новых моделей пассажирских судов на СПГ.

Согласно документу, ОСК займется разработкой скоростных маршрутных судов и экскурсионных судов на СПГ, Минпромторг проработает меры господдержки для производства и приобретения такого водного транспорта, а «Газпром» обеспечит поставку СПГ и содействие в создании пунктов бункеровки.

Правительство Петербурга в свою очередь сделает все возможное для увеличения количества водного транспорта, работающего на СПГ.

В июне 2024 года был подписан второй договор о расширении использования газомоторного топлива на водном транспорте в Петербурге. Под документом поставили подписи представители Татарстана и АО «Судостроительная корпорация «Ак Барс» на полях ПМЭФ.

Согласно условиям, «Ак Барс» должна разработать модели судов на СПГ, Татарстан оказывает содействие в решении организационных вопросов, а «Газпром» помогает с созданием заправочной инфраструктуры и поставками топлива.

Городское правительство, в свою очередь, подготовит меры поддержки для организаций, использующих газомоторные суда в акватории города, передает «Коммерсантъ».

Ранее «АБН24» писало, что на аукцион будет выставлено 20 тысяч квадратных метров помещений Апраксина двора.