Снижение налогов на нефть: ждать ли россиянам падения цен на топливо

Снижение налогов на нефть: ждать ли россиянам падения цен на топливо

Фото: АБН24, kandinsky 3.1

Цены на бензин для конечных потребителей и налоговая нагрузка на нефтяную отрасль – два ключевых аспекта, определяющих экономическое благополучие как потребителей, так и государства. Может ли снижение налогов помочь укрепить позиции на мировом рынке и снизить стоимость топлива для конечных потребителей специально для АБН24 эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

В Госдуме предложили уменьшить налоговую нагрузку на нефтяные компании. Сэкономленные средства могут быть направлены на развитие и инвестиции, что принесет государству отдачу через 5-10 лет.

«Для России снижение налоговой нагрузки могло бы стать значительным стимулом для повышения эффективности добычи и поддержания конкурентоспособности на мировом рынке», — подчеркнул Юшков.

Важно учитывать, что налоговая нагрузка – это баланс между интересами государства и потребностями нефтяной отрасли. России необходимо получать доходы от нефти для бюджета, особенно в условиях дефицита, а отрасли – обеспечивать устойчивое развитие и увеличивать объемы производства.

«Ранее налоги на нефть включали НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и экспортную пошлину. Сейчас вся налоговая нагрузка перенесена на скважину, что увеличивает фискальное давление на добывающие компании. Для компенсации разницы в цене на внутреннем и внешнем рынках был введен механизм демпфирующей надбавки, позволяющий сдерживать внутренние цены на нефть. Снижение налоговой нагрузки может способствовать развитию новых месторождений и внедрению передовых технологий для увеличения нефтеотдачи. Введение новых налогов, таких как НДД (налог на добавленный доход), позволяет учитывать экономические показатели добычи и корректировать налоги в зависимости от стадии разработки месторождения», — пояснил эксперт.

Фото: pxhere

По его словам, налоги и сборы составляют значительную часть стоимости литра бензина. Снижение акцизов на топливо могло бы непосредственно снизить розничные цены, однако в текущих условиях дефицита бюджета правительство не склонно идти на такие меры. Основной инструмент для регулирования цен на внутреннем рынке – демпфирующая надбавка, выплачиваемая нефтеперерабатывающим заводам из бюджета. Это позволяет поддерживать цены на топливо ниже мировых, компенсируя разницу через выплаты государством.

«Помимо налогов, у нас есть договоренность ОПЕК+, и мы регулируем объем производства. Опять же, для компании здесь нет стимула развивать новые нефтегазовые проекты, потому что все равно говорят ограничить объем производства. Куда ты дополнительную нефть денешь? Поэтому в этом плане ОПЕК+ убивает стимулы к развитию новых месторождений», — добавил эксперт Финансового университета.

На текущий момент, по его мнению, в 2024-2026 годах налоговая нагрузка на отрасль не будет снижена, потому что именно нефтянка является основной отраслью с точки зрения пополнения бюджета.