Приватизация в 1993 году была проведена с нарушением, постановил суд.
Межрегиональное управление Росимущества в Красноярском крае, Хакасии и Туве подало иск в Арбитражный суд Красноярского края, требуя от компании «Норникель» 3,5 миллиарда рублей за пользование объектами Норильской железной дороги (НЖД).
В федеральную собственность были возвращены железнодорожный вокзал в Норильске, участок дороги, железнодорожный угольный путь и другие объекты. В мае 2023 года стороны заключили договор безвозмездного пользования этими объектами, сообщает пресс-служба суда.
«В Арбитражный суд Красноярского края поступило исковое заявление межрегионального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва к ПАО «ГМК «Норильский никель» о взыскании задолженности за пользование объектами Норильской железной дороги за период с 5 сентября 2019 по 28 мая 2023 в размере 3,566 млрд рублей», — говорится на сайте Арбитражного суда Красноярского края.
Росимущество считает, что «Норникель» должен возместить доходы, которые он получил от использования железной дороги, пока она находилась в его владении. Предмет спора — рыночная стоимость права пользования объектами НЖД. На этот счет у сторон разные мнения.
С чего все началось?
В апреле 2022 года Арбитражный суд Красноярского края решил вернуть государству Норильскую железную дорогу из собственности «Норникеля».
Дело было так: еще в 2022 году Арбитражный суд Красноярского края удовлетворил иск Западно-Сибирской транспортной прокуратуры, постановив изъять у ГМК «Норильский никель» 11 объектов НЖД и передать их в государственную собственность. «Норникель», в свою очередь, заявил о намерении обжаловать это решение.
Под решение суда попали железнодорожный вокзал в Норильске, а также железнодорожные участки, угольные пути, переезды и мост на Таймыре.
Неправомерное использование инфраструктуры
Прокуратура подала иск в суд летом 2021 года, требуя возвращения объектов в государственную собственность. Суд установил, что приватизация «Норильского никеля» в 1993 году проходила с нарушением закона, который запрещал приватизацию железных дорог. Получается, с этого момента «Норникель» неправомерно использовал инфраструктуру
В 2001 году «Норникель» зарегистрировал право собственности на объекты Норильской железной дороги, приобретя их у ОАО «Норильский горно-металлургический комбинат». Но Росимущество заявило, что «Норникель» зарегистрировал право собственности без согласия и ведома федерального агентства.
«Норникель» утверждал, что НЖД была неотъемлемой частью предприятия и использовалась исключительно для технологических перевозок. Суд отклонил этот аргумент, а также не принял во внимание довод об истечении срока исковой давности.
В результате, суд постановил «истребовать из чужого незаконного владения» объекты Норильской железной дороги и вернуть их в государственную собственность.
Справка: Норильская железная дорога – это изолированная железнодорожная сеть, которая соединяет порт Дудинку с Норильским промышленным районом. Строительство дороги началось в 1935 году, а ее протяженность составляет 365 километров.
ПАО ГМК «Норильский никель» — российская компания, которая занимается горно-металлургической промышленностью, а также крупнейший производитель палладия и первоклассного никеля, один из крупнейших производителей платины и меди. «Норникель» также производит кобальт, родий, серебро, золото, иридий, рутений, селен, теллур и серу. Президент и председатель правления — Владимир Потанин. Выручка компании по РСБУ — 213 477 357 рублей за 1 квартал 2024 года и 199 346 723 за 1 квартал 2023 года.