В первом полугодии 2024 года значительно возросла стоимость проезда в поездах дальнего следования, особенно в плацкарте нефирменных поездов.
По данным доцента Финансового университета при Правительстве РФ Петра Щербаченко, тарифы на проезд в плацкарте нефирменного поезда выросли на 23%, достигнув 287 рублей за 100 километров. Стоимость проезда в купе этих поездов увеличилась на 15%, составив 438 рублей за 100 км. Об этом сообщает РБК.
В фирменных поездах также наблюдается рост цен: проезд в плацкарте подорожал на 17%, до 401 рубля за 100 км, а в купе — на 16%, достигнув 595 рублей за 100 км.
По словам Петра Щербаченко, причиной увеличения тарифов стало сочетание нескольких факторов. Во-первых, высокий спрос на внутренний туризм, во-вторых, рост цен на авиабилеты, а также закрытие некоторых аэропортов, что привело к переносу спроса на железнодорожные перевозки.
Пресс-служба АО «ФПК» пояснила, что тарифы на проезд разделяются на два сегмента: регулируемый государством и дерегулированный. В регулируемом сегменте (плацкартные, общие вагоны и вагоны с местами для сидения скорых и пассажирских поездов дальнего следования) стоимость проезда устанавливается Федеральной антимонопольной службой России и регулируется графиком гибкого регулирования тарифов, который меняется в зависимости от времени года.
В дерегулированном сегменте (вагоны купе, СВ и «Люкс», а также вагоны с местами для сидения скоростных поездов) тарифы устанавливаются перевозчиками самостоятельно и зависят от множества факторов, таких как категория поезда, время года, день недели и количество свободных мест. Система ценообразования в этом сегменте является динамической.