Это происходит в том числе из-за повышения утильсбора, который будет расти до 2030 года минимум. Еще в 2022 году отмечалось сильное падение спроса на автокредиты.
Эксперты агентства «АВТОСТАТ» отмечают кратковременный рост активности на рынке автокредитования в июле.
По данным агентства, в июле объем выданных кредитов на покупку новых легковых машин увеличился на 18% в штуках и на 21% в деньгах по сравнению с июнем. Напомним, что в первом летнем месяце наблюдалось снижение на 18% и 10% соответственно.
Аналогичная ситуация наблюдается и на рынке кредитования б/у авто. В июле выдача кредитов выросла на 15% в штуках и на 18% в деньгах по сравнению с июнем, в то время как в самом июне был зафиксирован спад на 1% и 3% соответственно.
Исполнительный директор «АВТОСТАТ» Сергей Удалов объясняет июльский рост ожиданиями повышения ключевой ставки Центрального банка (ЦБ). 26 июля ЦБ действительно поднял ставку с 16% до 18%.
Рынок автокредитования в 2022 году
В 2022 году авторынок в России упал на 51% — люди купили меньше новых легковых и легких коммерческих машин на 58,8% к итогу 2021 года. Это 687,4 тысяч транспортных средств, сообщает Комитет автопроизводителей АЕБ, на который ссылаются Банки.ру.
Зато вторичный авторынок чувствовал себя гораздо лучше — в 2022 году количество продаж снизилось всего на 18,8 процентов. Тогда, по данным «Автостата», в России было продано 4,86 миллионов подержанных машин, что в 7 раз превышает результаты сегмента новых автомобилей.
Спад рынка вкупе с повышением цен не только на автомобили существенно повлиял на сферу автокредитования. По данным ЦБ, в 2022 году выдачи кредитов упали на 36% по сравнению с 2021 годом. Было выдано 510,1 тысяча автокредитов. Соответственно, в марте просадка была в 4 раза по сравнению с февралем того же года.
Правда, уже в апреле рынок пошел на поправку — это продолжалось вплоть до сентября, когда была объявлена мобилизация и банки ужесточили условия выдачи кредитов. В октябре и ноябре выдача автокредитов снова наладилась, но уже до декабря. Обычно в этом месяце возникает ажиотаж вокруг покупок, в том числе и машин, но в 2022 году в этом месяце был исчерпан лимит госпрограммы автокредитования. Программа действовала весь год и подогревала интерес россиян к покупке машины в кредит.
Рынок автокредитования в 2023 году
В марте 2023 года количество выданных автокредитов выросло в 3,6 раза по сравнению с мартом прошлого года, а на б\у машины — в 3,5 раза. Это данные «Автостата», на которые ссылается «Клерк.ру».
По данным ЦБ, всего в I квартале 2023 года банками было выдано автокредитов на сумму 232 млрд рублей, что на 27,5% больше итогов аналогичного периода 2022 года и даже на 21,5% больше, чем в первом квартале 2021 года.
Таким образом, совокупный портфель автокредитов в банковском секторе достиг 1,25 триллиона рублей, увеличившись за первые 3 месяца 2023 года на 3,3%. Это выше как итогов I квартала 2022 года (когда он сократился на 0,6%), так и 2021 года, в первом триместре которого он вырос только на 3%. Но если сравнивать только с мартом 2022 года, то получится что размер портфеля автокредитов практически не изменился и увеличился лишь на 0,2%. а по сравнению с мартом 2021 года он вырос на 18%. Правда, в этом может быть виновата сезонность — в первые весенние месяцы повышается покупательная активность.
В целом, в 2023 отмечен рост на 81% в количестве выданных кредитов на новые машины (по сравнению с 2022 годом) и на 111% в денежном выражении. А рост выдачи автокредитов на подержанные автомобили составил 55% в штуках (к 2022 году) и 96% – в рублях.
«Мы видим, как начиная с августа, месяц к месяцу, динамика на рынке автокредитования менялась, — прокомментировал ситуацию эксперт. – В сентябре было небольшое снижение, в октябре – выдачи чуть-чуть подросли, когда в преддверии повышения ключевой ставки ЦБ люди пытались еще успеть взять кредиты. Поэтому октябрь к сентябрю чуть вырос (на 17%), но в целом мы видим уже снижение… Да, декабрь опять чуть-чуть подрос к ноябрю. Вероятно, это связано с общим настроением на рынке – с акциями, предпраздничными скидками и с пониманием того, что в новом году цены на машины еще подрастут. Поэтому декабрь снова немного подрос в количестве выданных кредитов (+5%) и в объеме выдач (+9%) на новые автомобили…», — комментирует ситуацию Сергей Удалов.
Утильсбор в 2024-2030 годах
Что касается 2024 года, то июльский подъем может быть объяснен еще и грядущим повышением утильсбора. На рассмотрении правительства страны находится предложение Комитета госдумы по промышленности и торговле о том, чтобы повышать утильсбор каждый год, вплоть до 2030 года. Сейчас до конца 2024 планируется поднять утильсбор до 550 тысяч, а до 2025 — до 660 тысяч.
Уильсбор — это разовый обязательный платёж за каждое колёсное транспортное средство (шасси), самоходную машину, прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведённые, изготовленные в Российской Федерации. Он оплачивается для утилизации транспортных средств после их эксплуатации. Как правило, его выплачивают производители и импортеры авто. Но в некоторых случах его платят и сами покупатели.
Несмотря на все сложности, эксперты прогнозируют, что по итогам 2024 года прирост портфеля автокредитов превысит 30%, так как повышенную ставку ЦБ перекрывает госпрограмма льготного автокредитования и прочие программы субсидирования со стороны производителей.