Новый маршрут был необходим еще с 2009 года, в 2024 году вновь приступили к его обсуждению.
Министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Арзыбек Кожошев и председатель Исполнительного комитета Координационного транспортного совещания (КТС) СНГ Геннадий Бессонов обсудили расширение сотрудничества в области развития транспортных коридоров.
Стороны решили начать координировать работу по развитию евразийских и международных транспортных коридоров, проходящих по территориям стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и СНГ.
Кожошев отметил, что совместные усилия ЕЭК и КТС СНГ позволят добиться больших результатов.
«Значимость совместных мероприятий и сроки их исполнения должны быть определены в соответствии с Декларацией «Евразийский экономический путь», подписанной главами государств стран ЕАЭС. Она предусматривает дальнейшее развитие экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года», – сказал министр ЕЭК.
В результате встречи было решено подготовить план совместных мероприятий по развитию транспортных коридоров до 2030 года. Планируется подписать протокол о намерениях, основанный на действующих меморандумах между ЕЭК и Исполнительным комитетом СНГ, а также с учетом Плана мероприятий на 2023-2025 годы по реализации меморандума об углублении взаимодействия между ЕЭК и Исполнительным комитетом СНГ.
Соглашение о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории стран СНГ, было подписано еще 20 ноября 2009 года.
В 2022 году страны ЕАЭС значительно увеличили экспорт в Россию, что повысило спрос на альтернативные транспортные маршруты, включая западную ветку коридора Север-Юг и транзитные маршруты через Казахстан.
Например, экспорт Армении увеличился в 2022 году почти в три раза (на 77,7%), в том числе в страны союза, сообщил на одном из пленарных заседаний Евразийского конгресса премьер-министр страны Никол Пашинян. Премьер-министр Белоруссии Роман Головченко на сессии заявил, что хоть экономика республики и пострадала из-за санкций, «фактический прирост в торговле с ЕАЭС выровнял выпадающий экспорт в другие страны, а экспортные потоки были направлены в российские порты». Экспорт Киргизии, например, в страны ЕАЭС в 2022 году вырос более чем на 80%. А в Казахстане рассчитывают на увеличение транзита по территории республики.
Кроме того, у транспортного коридора, проходящего через территорию ЕАЭС довольно выгодное географическое положение — есть сухопутный выход к транспортным магистралям государств Южной и Юго-Западной Азии, а также соседство с Китаем. Еще новый транспортный коридор имеет выход к морским портам акватории трех океанов.
Но главное его преимущество — возможность стран ЕАЭС осуществлять собственные экспортно-импортные поставки грузов на мировые рынки и наличие разветвлённой транспортной сети, по которой осуществляются массовые грузовые перевозки между европейскими государствами и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Однако для дальнейшего увеличения грузопотока необходимо не только строительство инфраструктуры, но и снятие «мягких» барьеров, таких как таможенные ограничения и разногласия в страновом регулировании. Именно для этого и нужны соглашения такого рода.
Россия не в первый раз осваивает новые маршруты — недавно РЖД запустили тестовую грузоперевозку угля из Кузбасса в Индию по транспортному коридору «Север — Юг».