Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» рассказал корреспонденту АБН24 о перспективах развития нового железнодорожного направления в Индию через Казахстан, Туркменистан и Иран.
По сетям железных дорог не так давно отправили из Кузбасса по Международному транспортному коридору «Север — Юг» два состава с углем в Индию. Поезда следуют через Казахстан и Туркменистан до иранской границы. Там груз перегружается в вагоны с колеей 1435 миллиметров для продолжения пути по железным дорогам Ирана.
Конечный пункт назначения – порт Бендер-Аббас в Иране, откуда уголь отправляется морским транспортом в порт Мумбаи в Индии.
Это — не самый привычный путь для таких перевозок. Раньше грузы доставлялись через Восточный полигон, который проходит через Красноярскую, Восточно-Сибирскую, Забайкальскую и Дальневосточную железную дорогу.
Почему выбрали именно коридор «Север — Юг», а не морской путь, корреспонденту АБН24 объяснил Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура»:
«Для того, чтобы добраться до моря, нам надо доехать либо по восточному полигону, где у нас ограничения по пропускной способности, либо попасть на северо-запад, в Питер. Там тоже есть определенные сложности, связанные с тем, что не все суда могут заходить в порт. Да и санкции немного ограничили возможности логистики. А если смотреть коридор «Север — Юг», то по километражу и срокам доставки это ближе и быстрее».
Оказывается, эта партия угля была опытной, ее целью было обкатать маршрут и посмотреть, какие могут быть сложности.
«Проблемы есть с вопросами перевалки по Ирану, поскольку у нас колея разная. Мы проезжаем Казахстан и Туркмению по нашей колее 1520, потом идет колея 1435, и мы должны делать либо перегрузку, либо перестановку колесных пар. Если перестановка, то наши вагоны, если перегрузка, то их. Получается, мы не можем пересыпать весь вагон нашей колеи в вагон меньшей колеи — количество вагонов увеличивается. Дальше нужно попасть в порт Ирана, а дальше уже морская отгрузка в Индию».
Также есть проблемы со стоимостью логистики. По словам Иванкина, сейчас она в 2,5 раза дороже, чем если отправлять уголь морским путем. Но перспектива есть и очень даже неплохая — коридор «Север — Юг» сокращает время в пути в 2 раза.
«Это — задача будущего и сегодняшнего. […] Это создаст дополнительный транспортный коридор, в том числе для экспорта — можно возить не только уголь, а еще и контейнеры, удобрения и так далее. А если смотреть глубже, то мы можем добиться того, что будем товар в Индию возить полностью по суше, если договоримся с Пакистаном. Через Иран и Пакистан можно будет завозить в Индию вагоны. Без перегрузки, без всего».
Если говорить про конкретные сроки, то Павел Иванкин делает следующие прогнозы:
«Если мы говорим о каких-то больших объемах перевозок, то это к 2026 году минимум будет готово. А если мы говорим о развитии инфраструктуры, то 2027 или 2028. Нам еще нужно добиться равных тарифных условий, чтобы о чем-то начать говорить с грузоотправителями. Сейчас угольщики на все это посмотрели и сказали: «Да, как резервный вариант, когда Восточный полигон не позволяет. Но еще надо доработать». Я думаю, 2025 год уйдет только на обкатку».
Что касается тарифных условий, то эксперт прогнозирует, что в 2024-25 году будут обсуждать тарифные вопросы, чтобы ставка устраивала бы всех отправителей, а это четыре стороны: Россия, Казахстан, Туркмения и Иран.
Еще один вопрос, который стоит на повестке дня — как именно проводить платежи. С учетом санкций, стороны сделки не горят желанием получать российские рубли. Но, по словам Павла Иванкина, этот вопрос тоже решаемый.
Также нельзя игнорировать тот факт, что отгрузка угля в страны Азии неуклонно падает. Об этом говорит и статистика грузоперевозок РЖД.
«Мы ограничены в том числе и ценой, которая есть в порту Находки, она критическая для наших угольщиков. […] Можно заметить, что с конца прошлого года отгрузки по железной дороге падают существенно. И в целом, отгрузки на экспорт притормаживают. Но надо понимать, что мы не в первый раз с этим сталкиваемся — цена периодически падает, потом снова вырастает. Это стабильный цикл».
Таким образом, несмотря на имеющиеся проблемы и недочеты, можно прийти к выводу, что транспортный коридор «Север — Юг» — перспективное направление для грузоперевозок и бизнеса.