1 августа начался эксперимент по созданию и апробации национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП), который будет полезен как для представителей бизнеса, так и для водителей-дальнобойщиков. АБН24 разобралось, как это будет работать.
С 1 августа 2024 года по 1 июня 2025 года в России пройдет эксперимент по созданию и апробации национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП) для грузоперевозок.
3 июля 2024 года председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление о проведении эксперимента по созданию, апробации и внедрению НЦТЛП. Оператором цифровой платформы сделали Минтранс России, а разработку системы осуществляет ФГБУ «СИЦ Минтранса России». Составлены методические рекомендации и график эксперимента.
До 15 июля 2025 года ответственные органы оценят результаты и сделают доклад в правительстве РФ.
Цель эксперимента — упрощение перевозок, полный отказ от бумажных документов, внедрение электронного документооборота на всех этапах грузоперевозок, создание единого окна для получения разрешительных документов и сопровождения грузов.
Заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов отметил, что федеральный проект «Цифровая трансформация транспортной отрасли» реализовывается по нацпроекту «Транспорт», который, в свою очередь, готовится в рамках выполнения майского указа Президента о национальных целях развития до 2030 года.
«Одним из главных мероприятий является создание Национальной цифровой транспортно-логистической платформы, которая будет способствовать интеграции России в международную торговлю», — отметил Баканов.
Задачи эксперимента — апробация технологий передачи данных от бизнеса государственным ведомствам, анализ информационных систем участников отрасли, разработка рекомендаций по улучшению нормативно-правового регулирования в сфере электронного документооборота.
В эксперименте будут участвовать органы исполнительной власти, грузоотправители, экспедиторы, перевозчики, грузополучатели, операторы железнодорожного подвижного состава, владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта, операторы информационных систем электронных перевозочных документов. В их числе УК «Дело», «Евросиб-СПб транспортные системы», «ПАО «ВМТП» (FESCO), «Рустранс-Спедишн» (ГК «Дженти»), «Калуга Астрал», «РЖД», S7 Cargo.
Инициатива создания единой цифровой платформы для грузоперевозок возникла в результате совместных усилий бизнеса и государства, рассказала директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.
По ее словам, сейчас отрасль сталкивается с проблемой отсутствия единого механизма обмена документами (перевозочными, разрешительными, товаросопроводительными). А в рамках эксперимента будут фиксироваться несоответствия в форматах обмена данными, например, использование бумажных документов или различных стандартов на разных участках маршрута.
По результатам годичного тестирования будут разработаны единые правила обмена данными между участниками перевозки, а также внесены предложения по изменению нормативно-правовой базы, добавила Давыдова.
В рамках эксперимента будет апробирован сервис «Единое окно» для получения разрешений и оформления документов, а также «Цифровой профиль участника платформы» и «Предоставление информации о движении грузов (прослеживаемость)».
Дмитрий Горшков, директор ФГБУ «СИЦ Минтранса России» объясняет, что создание единой модели обмена данными между всеми участниками грузоперевозок и государством является ключевым фактором для повышения эффективности отрасли. Это позволит сформировать доверенную среду для взаимодействия с использованием современных технологий, которые, в свою очередь, обеспечат национальный технологический суверенитет.
Также ожидается, что в результате эксперимента будет создана единая цифровая платформа для грузоперевозок, внедрен электронный документооборот на всех этапах грузоперевозок и будет улучшена работа отечественного бизнеса в сфере грузоперевозок.
Таким образом, эксперимент с НЦТЛП избавит всех участников логистических процессов от бумажной волокиты, а также поможет России быстро встроиться в процессы международной торговли.