Банки в России нередко навязывают клиентам ненужные инвестиционные продукты вместо простых банковских вкладов или даже целенаправленно вводят людей в заблуждение и пытаются продать услугу, которая им не нужна. Об этом банковском явлении АБН24 рассказал политолог Юрий Самонкин.
Такие действия называются «мисселингом» и по сути представляют собой обман. Однако формально они могут не расцениваться как нарушение законодательства. Основная причина, по которой сотрудники банков прибегают к подобным манипуляциям, заключается в стремлении продать как можно больше финансовых продуктов, за реализацию которых они получают повышенные бонусы или по ним установлены жесткие планы продаж.
В последние годы, по словам эксперта, Центральный банк принимает меры по борьбе с подобными махинациями. В этом году вступил в силу специальный законопроект, направленный на противодействие этой проблеме. Теперь регулятор может останавливать продажи, если мисселинг не прекращается после предписания.
«Необходимо, конечно же, жесткое государственное регулирование этого сектора, для того чтобы, во-первых, ставка была официально на уровне ЦБ, во-вторых, условия были бы наиболее приятны. Ведущие банки России сейчас уже уходят от невыгодных схем и получают свои проценты за счет создания каких-то отдельных программ, которые во многом ориентированы на наибольшее стимулирование и привлечение потенциальных клиентов и вкладчиков. Например, предлагают открытие нулевого счета для развития малого и среднего бизнеса. Поэтому здесь мне кажется, что в этом вопросе необходимо, чтобы государство усиливало соответствующий контроль. Нужны решения, которые отбили бы охоту отдельно взятых банков или недобросовестных представителей услуг, просто делать невыгодные, более высокопроцентные или вообще кабальные какие-либо соглашения или условия договора», – отметил Юрий Самонкин.
Тем не менее риск оказаться в такой ситуации остается, ведь банки преследуют цель получить максимальную выгоду. Им мисселинг выгоден чисто арифметически, ведь заработать можно больше, чем на простых вкладах, а все риски перекладываются на клиента. Некоторые банки при этом готовы пренебрегать пятнами на своей репутации, поскольку продукты, которые они активно навязывают, чаще всего открываются в интересах третьей стороны – страховых компаний, брокерских фирм, НПФ и прочих партнеров банка. Получая комиссионные с каждой такой сделки, кредитные организации стремятся максимально нарастить свои доходы, даже жертвуя лояльностью клиентов.
«Важно обращаться к тем банкам, у которых доля акций принадлежит государству, они государство стимулируют и создают какие-то отдельные взятые инициативы в рамках национальных проектов. Либо просто следить за уровнем доверия данного банка и смотреть, какие там условия, программы. Это примерно то же самое, как тарифы на мобильную связь. Нам предлагают услугу пакета платы. Мы смотрим тарификацию, если нам тарификация по минутам и прочим параметрам подходит, мы это берем», – посоветовал эксперт.
По словам Самонкина, ключ к защите от подобных банковских манипуляций – бдительность, внимательное изучение всех условий и, при необходимости, активное отстаивание своих прав.