Новые грузовые электровозы должны прийти на замену отработавшим свой срок ВЛ-80.
Потребность в новых электровозах переменного тока для РЖД резко возрастает. Основная причина — старение грузовых электровозов ВЛ-80, массово выпускавшихся с 1960-х до начала 1990-х годов.
В этом году РЖД нуждается в 163 новых электровозах, в следующем году это число уже превысит 360, а до конца 2030 года перевозчику потребуется 2,4 тысячи таких локомотивов.
«Необновление парка будет приводить к отказам технических средств на линии, перепростоям на плановых видах ремонта и возникновении внеплановых видов ремонта, что сейчас и происходит. С каждым годом поддерживать стареющий подвижной состав все сложнее и сложнее», – ранее пояснял изданию «РЖД-Партнер» заместитель гендиректора ОАО «РЖД» – начальник Дирекции тяги Дмитрий Пегов.
Еще один фактор, увеличивающий потребность в новых электровозах — рост перевозок по Восточному полигону. В связи со строительством новой инфраструктуры предстоит электрифицировать линию Волочаевка – Комсомольск – Советская Гавань и перейти на электрическую тягу.
Всего в России электровозы производит 14 предприятий, основным считается Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ). Он также производит комплекты электрооборудования электропоездов постоянного тока ЭД4М, ЭТ2М. С 1994 года завод осуществляет капитальный ремонт электропоездов переменного тока и поставляет для них комплекты электрооборудования. Завод входит в группу «Трансмашхолдинг» (ТМХ) — крупнейшую компанию на российском рынке транспортного машиностроения.
В 2023 году РЖД обновили парк тягового подвижного электросостава, направив на это 129 миллиардов рублей. На сеть железных дорог поступило 557 локомотивов, из них 310 электровозов. В первом квартале 2024 года ОАО «РЖД» закупило 129 новеньких локомотивов, из них 72 электровоза. А в первом первом полугодии в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» на Северо-Кавказскую железную дорогу поступило 35 новых локомотивов, в их числе 10 магистральных грузовых электровозов серии 2ЭС5К «Ермак» направлены в эксплуатационное локомотивное депо Тимашевская и 3 пассажирских электровоза серии ЭП1М направили в локомотивное депо Кавказская.
Также Дмитрий Пегов заявлял, что в 2024 году «Российские железные дороги» закупят 549 новых локомотивов, включая 290 электровозов. До 2035 года компания планирует закупить до 10 тысяч локомотивов, из них электровозы ЗЭС8 «Малахит» и новые разработки машиностроителей в виде пассажирских электровозов двойного питания 2ЭП21, грузовые электровозы для вождения контейнерных поездов, машины для маневровой и вывозной работы, в том числе контактно-аккумуляторный локомотив ЭМКА2, газотепловоз ТЭМ29, грузопассажирский тепловоз ТЭ26.
Судя по вышеозвученным планам РЖД, потребности в грузовых электровозах в количестве 3 300 штук к 2030 году будут закрыты.
Все локомотивы и электровозы российского производства.