Переход к маркетплейсам: почему компании отказываются от физических магазинов и складов

Переход к маркетплейсам: почему компании отказываются от физических магазинов и складов

Фото: freepik.com

В последние годы наблюдаются кардинальные перемены в бизнес-моделях компаний, причем не только в розничной торговле, но и в b2b-сегментах. Цифровизация способствует росту маркетплейсов, которые меняют подход к ведению бизнеса. Так, торговые площадки позволяют продавцам и покупателям взаимодействовать друг с другом напрямую, без промежуточных звеньев: физических магазинов, складов, менеджеров. Почему компании все чащи стали отказываться от физических магазинов и складов специально для АБН24 рассказала product-менеджер международного B2B-маркетплейса BirdsBuild Елизавета Вегнер.

Рост рынка маркетплейсов — общемировой тренд. Площадки оптимизируют взаимодействие, снимают с обеих сторон ряд рутинных задач: с покупателей – поиск продавцов, сравнение цен, организацию доставки, с продавцов – хранение, логистику, содержание собственного интернет-магазина и даже ведение документооборота.

Тренды, определяющие рост маркетплейсов

Одним из ключевых факторов, изменяющих ландшафт бизнеса, стала цифровизация. Внедрение современных технологий, таких как облачные решения, обработка больших данных и искусственный интеллект, позволяет компаниям оптимизировать внутренние процессы и предлагать клиентам более персонализированный опыт. Например, компании, использующие аналитические инструменты для изучения поведения потребителей, могут более точечно формулировать свои предложения и маркетинговые стратегии.

«Изменение потребительских привычек также играет значительную роль в росте маркетплейсов. Современные покупатели становятся все более требовательными к удобству и скорости покупок. Возможность осуществлять покупки онлайн и сравнивать цены в реальном времени приводит к тому, что многие предпочитают делать заказы через интернет. Это изменение в поведении потребителей создает давление на компании, вынуждая их адаптироваться к новым условиям рынка», – отметила эксперт.

Гибкость и устойчивость бизнеса стали критически важными аспектами в условиях нестабильной экономической обстановки. Компании, которые смогли оперативно перейти на онлайн-форматы, продемонстрировали лучшие результаты. Маркетплейсы обеспечивают необходимую гибкость, позволяя быстро реагировать на изменения спроса и адаптироваться к новым рыночным условиям.

Глобализация является еще одним значимым преимуществом маркетплейсов, которые предоставляют возможность выхода на международные рынки. Эти площадки часто обладают отлаженными логистическими схемами, что позволяет предлагать конкурентоспособные цены на доставку. 

Не только B2C

Сейчас Wildberries и Ozon, где можно купить повседневные товары, у всех на слуху. Однако B2B-маркетплейсы тоже служат перспективным каналом, только в промышленной отрасли.

«Почти 65% B2B-компаний в разных отраслях промышленности уже используют возможности электронной коммерции, определяемые как полное проведение сделки по продаже в Интернете», — сказала Вегнер.

Причем речь не только о собственном небольшом сайте с продукцией. Большинство B2B-компаний рассматривают электронную коммерцию именно как канал с полным спектром услуг для проведения полного цикла сделки, от поиска товара до проведения платежа и подписания актов. Такой подход позволяет существенно упростить деятельность и поставщиков, и закупщиков в промышленном сегменте.

«Производителю или поставщику площадка помогает стандартизировать то, как они выводят свою продукцию на рынок. Можно легко подключить весь свой каталог товаров, обновлять и управлять данными о них, а также иметь доступ к совокупному спросу в одном месте. Такая площадка позволяет поставщикам поддерживать единую точку интеграции для заказов, облегчая процесс автоматизации потока заказов и значительно снижая затраты на обработку заказов», — рассказала эксперт.

Закупщик получает интегрированный опыт с доступом ко многим поставщикам и товарам – все в одном месте. А также автоматизирует рабочие процессы: нет нужды контролировать и оформлять заказы в нескольких системах, электронных таблицах или по телефону.

В отличие от B2C, B2B-сегмент имеет свои особенности: более сложные цепочки поставок, необходимость в долгосрочных контрактах и индивидуальных условиях для клиентов. Маркетплейсы позволяют упростить эти процессы, предоставляя платформу для взаимодействия между компаниями.

Отказ от физических магазинов и складов

Снижение операционных расходов

Содержание и управление физическими объектами: офисами, торговыми точками, складами – отдельный вид «искусства» и требует значительных затрат. Аренда помещений, коммунальные услуги, логистика и зарплаты сотрудников, которые обеспечивают функционирование этой инфраструктуры, создают финансовую нагрузку на бизнес. 

Для молодого бизнеса это может стать непреодолимой пропастью перед точкой безубыточности. Переход на маркетплейсы позволяет избежать этих расходов, ведь площадки все организовали за вас. 

Существуют также модели дропшиппинга и другие подходы, не требующие наличия складов. Продавцы могут предлагать товары напрямую от производителей к покупателям, минимизируя затраты на хранение и логистику. Такие подходы становятся все более популярными. 

Оптимизация отдела продаж

B2B-маркеты создают своего рода цифровые среды самообслуживания, в которых сразу много продавцов могут предлагать продукты или услуги бизнес-клиентам. Агрегация предложений в пределах одной площадки облегчает подбор подходящего поставщика, повышает скорость и качество обслуживания клиентов, делает сделки проще и прозрачнее.

Покупатели получают широкий выбор, экономическую выгоду и повышенную скорость обработки запросов. А продавцы получают доступ к более широкому пулу целевых покупателей без необходимости в активном маркетинге или в специфических компетенциях отдела продаж. Открываются возможности для оптимизированной организации документооборота и безопасных оплат, а также выгодной логистики. Продуманные маркетплейсы также могут облегчить отчетность и анализ данных.

Маркетплейсы представляют собой мощный инструмент для оптимизации бизнес-процессов и выхода на новый уровень торговли. Их преимущества — от прозрачности в ценообразовании до возможности преодоления языковых и временных барьеров — открывают двери для компаний, стремящихся к глобальному успеху.