Конструкторы озвучили новые сроки начала испытаний российского импортозамещенного самолета МС-21, в этот раз они будто бы должны состояться до конца 2024 года.
Испытания нового импортозамещенного самолета МС-21 должны начаться до конца 2024 года, пишет ТАСС со ссылкой на компанию-производителя «Яковлев».
«До конца 2024 года планируется начать летные испытания самолета МС-21 в импортозамещенном облике. После серии полетов в рамках заводских доводочных испытаний опытный образец МС-21 приступит к сертификационным испытаниям по программе импортозамещения«, — отметили в пресс-службе конструкторского бюро.
МС-21 расшифровывается как магистральный самолет 21 века.
Разработка МС-21 изначально предполагала, что Россия скооперируется с международными партнерами, но в 2018 году проект столкнулся с первыми санкциями США. Они ограничили возможность «Аэрокомпозита», разработчика крыла, закупать зарубежное сырье. Однако эта проблема была решена. Теперь самолет планировался к выпуску с выбором между зарубежным двигателем PW1400 и российским ПД-14.
Причем первые несколько МС-21 с PW1400 уже прошли сертификацию и были переданы в «Россию» для тестовой эксплуатации без пассажиров.
В 2022 году санкции вынудили отрасль перейти к серьезному импортозамещению компонентов МС-21. Сейчас планируется заменить порядка 80 систем и агрегатов. Крыло из российских композитов и отечественный двигатель ПД-14 уже сертифицированы.
Однако, несмотря на успехи в импортозамещении, поставки российских самолетов снова оказались под угрозой. Изначально планировалось начать поставки МС-21 и «Суперджет нью» в 2024 году. Однако, по словам Сергея Чемезова, главы Ростеха, сроки изменились. Гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский заявил, что поставки МС-21 ожидаются в конце 2025 года, а «Суперджетов» – в первом квартале 2026 года. «Аэрофлот» заключил крупнейший в отрасли контракт на поставку около 340 российских самолетов.
Внутри России у МС-21 тоже была долгая и сложная история. Еще в 1990-х годах потребовался самолет, который был бы чем-то средним между ближнемагистральным 120-местным Як-42 и среднемагистральным 210-местным Ту-204. Так и появился эскиз МС-21, но пока что под именем Як-242 в апреле 1993 года. Тогда это был совместный проект Опытно-конструкторского бюро имени А. С. Яковлева и Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина. Но вскоре финансирование прекратилось, проект встал на паузу.
И только спустя девять лет появилась программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года». В середине 2002 года Российское авиационно-космическое агентство, в чьё ведение тогда входила авиация, объявило два тендера — на проекты регионального и ближне-среднемагистрального авиалайнеров.
ОКБ имени Яковлева и КБ Ильюшина вспомнили про МС-21, но с ними стало конкурировать конструкторское бюро Туполев и Ту-234.
Оказывается, в 2000-х годах создание крупного авиалайнера, конкурирующего с Boeing и Airbus, считалось слишком рискованным, поэтому было решено начать с SSJ 100, ставшего впоследствии Суперджетом.
21 июня 2003 года МС-21 победил как лучший ближний средне-магистральный самолет — за него проголосовали все члены комиссии. Соответственно, он получил финансирование из госбюджета. Но государство выделило по 150 миллионов долларов, а в идеале нужно было 7-8 миллиардов. Разработчики были вынуждены сами искать недостающие деньги.
В 2008 году ОКБ Ильюшина покинуло проект, и разработку продолжило ОКБ Яковлева.
В 2011 году приоритет был отдан увеличенной версии МС-21-300 (180 мест) вместо базового МС-21-200 (150 мест).
К 2014 году Иркутский авиазавод завершил реконструкцию производственных площадок под МС-21 и начал сборку первых прототипов.
8 июня 2016 года на Иркутском авиазаводе состоялась торжественная презентация – выкатка первого прототипа МС-21-300.
Первый полет он совершил в мае 2017 года. А дальше начались санкции, о которых мы рассказывали выше, и с тех пор испытания постоянно откладываются.
Интересно, что доля пластика в конструкции крыла МС-21 — 30 процентов, что считается рекордом для самолетов такого класса.